Виды и формы трудовой адаптации
Адаптироваться на новом рабочем месте – значит принять нормы и ценности, существующие в данной организации, и начать действовать в соответствии с установленными правилами.
Адаптация персонала имеет свою классификацию.
По уровню различают первичную (для лиц, не имеющих трудового опыта) и вторичную адаптацию; по направленности – профессиональную, психофизиологическую и социально-психологическую. По характеру взаимодействия работника и среды, к которой он адаптируется, выделяют активную и пассивную формы адаптации.
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например направляют на курсы или прикрепляют наставника. Основными элементами профессиональной адаптации являются: овладение системой профессиональных знаний и навыков; выполнение требований трудовой и исполнительской дисциплины; самостоятельность при выполнении должностных функций; стремление к совершенствованию выбранной профессии (должности).
Психофизиологическая адаптация заключается в приспособлении нового работника к условиям труда, режиму работы и отдыха и особых осложнений не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики условий. К этим условиям следует отнести физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические условия, ритм труда, соответствие рабочего места эргономическим требованиям и т.д. Считается, что большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы.
Социально-психологическая адаптация – это адаптация к коллективу и его нормам, к руководству и коллегам, к экономическим реалиям. Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций. К функциям социально-психологической адаптации работника в коллективе относятся: его социализация (освоение социального опыта и системы ценностей коллектива); приобретение работником новых черт характера (целеустремленности, активности в поддержании целей коллектива); формирование психологического комфорта и безопасности (появляется уверенность в собственных силах и завтрашнем дне); формирование интереса к работе (видит перспективность, возможность реализации своего потенциала).
Большинство людей в первые дни работы больше всего опасаются не справиться с новой должностью, обнаружить недостаток опыта и знаний, показать некомпетентность, не найти общего языка с руководителем и коллегами и их расположения, не быть воспринятым в целом и в итоге потерять работу или перспективы продвижения. Поэтому первое задание новичку должно быть не слишком простым и не слишком сложным, чтобы он сумел с ним справиться и при этом почувствовал удовлетворение. Специалист по управлению персоналом должен способствовать успешной адаптации, так как она, как правило, совпадает с периодом испытательного срока работника.
Все виды трудовой адаптации являются взаимосвязанными и неразрывными сторонами единого процесса, хотя определяющей является профессиональная адаптация.