Виды эксперимента
По характеру объекта и предмета исследования, особенностям применяемых процедур различают реальные и мысленные эксперименты.
Реальный эксперимент – разновидность экспериментальной исследовательской деятельности, которая осуществляется в сфере функционирования реального социального объекта путем воздействия экспериментатора через введение независимой переменной (экспериментального фактора) в реально существующую и привычную для исследуемой общности ситуацию.
Мысленный эксперимент – специфическая разновидность эксперимента, проводимого не в социальной реальности, а на основе информации о социальных явлениях и процессах. В последнее время все более широко используемой формой мысленного эксперимента является манипулирование на математических моделях социальных процессов, осуществляемое с помощью компьютера. Отличительной особенностью таких экспериментов является их многофакторность, при которой экспериментатор получает возможность одновременно варьировать значениями не одного вводимого им в действие экспериментального фактора, а целого комплекса таких факторов. Это позволяет ставить и решать задачи комплексного изучения сложных социальных процессов и переходить от уровня описания к уровню объяснения, а затем – к теории, позволяющей осуществлять прогнозирование. Мысленные эксперименты обычно требуют гораздо меньше времени и средств, чем реальные.
Главные недостатки мысленного эксперимента:
1) ограниченность модели (результаты зависят от заложенных в модель исходных данных);
2) ограниченность сферы применения (эксперимент возможен лишь при процессе, изученном па уровне, достаточном для построения модели; это может вызвать проблемы, если исследуемый процесс плохо формализуется и трудно выражается в количественной форме)[1].
По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные.
В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях деятельности (например, трудовой коллектив выполняет ту же работу, что и раньше). При этом члены группы могут быть осведомлены о своем участии в эксперименте, а могут быть и не осведомлены. Нередко первый вариант способен сильно исказить результаты, поскольку поведение и психологическое состояние лиц, которые знают об эксперименте, не могут остаться совершенно неизмененными.
В лабораторном эксперименте ситуация, а часто и сами группы формируются искусственно. Пример искусственной ситуации – при экспериментальном исследовании сплоченности трудового коллектива и его способности к самоорганизации можно убрать часть оборудования, без которого коллектив способен выполнить работу только при высокой скоординированности действий участников.
По логической структуре доказательства гипотез различают линейный эксперимент и параллельный.
В линейном эксперименте анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной, и экспериментальной. Здесь еще до начала эксперимента четко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики объекта. После этого изменяются факторные характеристики группы (или условия ее функционирования) и по истечении определенного времени вновь измеряется состояние объекта по его контрольным характеристикам. Очень важно, чтобы в процессе линейного эксперимента было исключено воздействие на объект анализа мешающих факторов.
В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы – контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным характеристикам, а также по тем нейтральным, которые могут повлиять на исход эксперимента (в первую очередь это социально-демографические признаки). Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а характеристики экспериментальной – изменяются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются и делается вывод о причинах и масштабах происшедших изменений.