Воспитательная деятельность классного руководителя

В условиях развития гражданского общества возрастает роль воспитания подрастающего поколения, что диктует необходимость повышенного внимания к работе классного руководителя. Современному образовательному учреждению нужен творческий воспитатель, умеющий организовывать воспитательный процесс без насилия, не "навязывая" своих убеждений воспитаннику, создавать условия для его самовыражения, самоопределения.

К каждому классу, исключая начальные, приказом по школе прикрепляется один из успешно работающих в данном классе учителей. Это – классный руководитель, наставник учащихся.

Классный руководитель – в Российской Федерации педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. В начальных классах обязанности классного руководителя выполняет учитель, ведущий этот класс. На средних и старших ступенях обучения классный руководитель назначается администрацией школы из учителей, работающих в данном классе[1].

В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность массовой средней общеобразовательной школы. Соответственно, изменился институт классного руководства. Сейчас имеется несколько типов классных руководителей: учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя; классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель); в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также классного куратора (лат. "попечитель"; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или тьютора (лат. "защитник, покровитель, опекун"), когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога. Они могут иметь минимальную учебную нагрузку.

Современная ситуация общественной и школьной жизни привели к возникновению нового типа педагога-менеджера. Любой педагог, по сути, является менеджером.

Понятие "менеджмент" очень близко к понятию "управление". Применительно к воспитательному процессу речь идет об управлении на уровне организации, действующей в условиях ученического коллектива. Управление процессом воспитания в ученическом коллективе предполагает влияние субъектов воспитания (классного руководителя, учащихся класса и их родителей, учителей) на организацию жизни и деятельности ученического коллектива в целях создания благоприятных условий для развития самобытной творческой индивидуальности, способной самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их результаты.

Работа классного руководителя в школе для любого учителя, по существу, вторая специальность, область деятельности, требующая специфических в отличие от преподавания знаний, умений, качеств.

Эффективное решение воспитательных задач зависит от умения классного руководителя выразить себя и свое отношение к ребенку и способность быть понятым им, при этом принимая ребенка таким, каков он есть. Принятие другого человека, по К. Роджерсу, не есть любовь и уважение к нему. Принятие есть твердая уверенность в том, что любой человек, независимо от расы, национальности, политических убеждений, привычек поведения, имеет право жить на земле, и никто не имеет права его уничтожить. "Принять человека таким, какой он есть – это может только гений". Принятию другого человека надо учиться.

Деятельность классного руководителя имеет творческий характер. Особенность ее заключается в том, что классный руководитель всегда имеет дело с живым "человеческим материалом". Творчество классного руководителя есть оригинальное решение педагогических задач в нестандартных ситуациях, комбинирование известных форм, способов деятельности или создание новых систем воспитания, подходов к этому процессу.

Общие требования к работе классного руководителя определяются целями и ОГЛАВЛЕНИЕм воспитания в современной российской школе. Воспитательные задачи, ОГЛАВЛЕНИЕ и формы работы классного руководителя, в свою очередь, определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.

Деятельность классных руководителей ориентирована на решение следующих задач:

– обеспечение самоопределения личности;

– формирование общей культуры человека-гражданина;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными группами;

– воспитание патриотов, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Вариативна позиция руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельности: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебное время педагогу важно занять позицию старшего товарища, консультанта и советчика.

Воспитательная деятельность классного руководителя достигает цели и дает положительные результаты при уcловии, если она проводится в определенной системе. Под системой работы классного руководителя следует понимать единство целей, задач, принципов, содержания, методов и форм организации процесса воспитания, не противоречащих возрасту, потребностям и способностям воспитуемого, интересам общества и государства.