Вербальная и невербальная коммуникация
Издавна в психологической литературе существует подразделение на вербальную и невербальную коммуникации. И те и другие способы передачи информации используются в организационных коммуникациях с одними и теми же целями. Оба этих способа передачи различных сообщений присущи в различной степени и вертикальным, и горизонтальным коммуникациям, они встречаются и в формальных, и в неформальных взаимодействиях между членами организации. Дополняя друг друга, они имеют и существенные различия, свою специфику.
Вербальная коммуникация включает в себя устные и письменные контакты с передачей той или иной информации. Невербальная коммуникация подразумевает передачу информации без использования языка слов, устной или письменной речи. При этом мы получаем информацию посредством зрения, фиксируя такие выразительные элементы поведения, как лицевая экспрессия, жесты, позы, мимика, внешний вид в целом. Невербальная коммуникация дополняет, иллюстрирует или подчеркивает то, что говорится. Иногда же невербальные сигналы и устная речь даже противоречат друг другу. При этом мы обычно склонны больше верить своим глазам, нежели услышанному. Так, невербальные коммуникации порой даже превосходят по своей действенности вербальные.
Можно выделить следующие различия между вербальной и невербальной коммуникациями[1].
1. Вербальная коммуникация осознаваема, в то время как невербальные сигналы являются более автоматическими и неосознаваемыми. Человек редко планирует свои жесты и движения тела в течение какого-либо разговора, но обычно продумывает то, что хочет сказать или написать.
2. Невербальная коммуникация не всегда оказывается ясной и определяемой четкими правилами, как при вербальной коммуникации. Так, если ваш коллега смотрит на свои часы, что это может означать? Наскучило ли ему общение с вами или же у него назначена встреча с другим человеком?
Таким образом, невербальные сигналы являются менее ясными и допускают ошибочную интерпретацию. По мнению западных экспертов, надежность сообщения, получаемого посредством невербальной коммуникации, составляет около 60%. Считается также, что женщины более склонны фокусировать свое внимание па невербальных сигналах в ситуациях коммуникации, и это объясняет, почему они являются лучшими слушателями, чем мужчины. Те же обычно сосредотачивают свое внимание в основном на словах. Исходя из этого делается вывод о том, что рост межличностных коммуникаций посредством электронной почты и факсов более благоприятен для мужчин, в то время как увеличение роли видеоконференций может быть преимуществом женской части персонала.