Воспитание во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочных, и направленная на достижение планируемых результатов основной образовательной программы общего образования.
Понятие "внеурочная деятельность" – не новое для образования. В систему работы учителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организовывалась деятельность творческих, спортивных объединений, клубов, кружков и т.д. После уроков большинство детей отправлялись домой и были предоставлены сами себе или заботами родителей посещали учреждения дополнительного образования. Существовали также группы продленного дня и школы полного дня. Воспитание зачастую сводилось к проведению мероприятий, фактически было отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребенка на уроках в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе.
Однако такая организация внеурочного времени перестала удовлетворять воспитателей, родителей и самих школьников. Это не только не помогало, но даже в чем-то мешало достижению необходимых образовательных результатов.
ФГОС утверждает, что основная образовательная программа начального общего образования должна быть реализована образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Таким образом, в современных условиях значительно возрастает роль внеурочной деятельности школьников, которая из второстепенной становится полноправным компонентом Основной образовательной программы (ООП) начальной школы.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд важных задач:
• обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
• оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
• улучшить условия для развития ребенка;
• учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.
С введением новых ФГОС для внеурочной деятельности отводится 10 часов в неделю. Дети сами выбирают, чем они будут заниматься в это время. Например, это могут быть творческие занятия в кружках, спортивные секции, художественное творчество, детский театр, экскурсии и посещение музеев и выставок, выполнение учебных проектов и исследовательская деятельность.
Отличительные особенности внеурочной деятельности:
• добровольность участия;
• возможность выбора детьми формы своего участия;
• активность и самостоятельность;
• личностная значимость деятельности, творчество;
• личностная ориентированность работы педагога;
• опора на ценностные отношения;
• сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов;
• системность, предполагающая выбор методов, форм, средств организации.
В стандарте выделяются основные направления организации внеурочной деятельности. Согласно п. 16 ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Исходя из особенностей контингента обучающихся структура внеурочной деятельности может дополняться и другими направлениями: поликультурное, адаптационное, для детей с особенностями психического, физического и интеллектуального развития (с отклонениями в состоянии здоровья, одаренных, мигрантов и др.).
Исходя из национально-региональных особенностей социальной среды в ОГЛАВЛЕНИЕ внеурочной деятельности могут быть включены направления, связанные с регионоведением, этнокультурой, профессиональной профилизацией.
Таким образом, сегодня в контексте новых образовательных инициатив, уточняются приоритеты целей данной деятельности, которая, оставаясь индустрией досуга детей, подростков и молодежи, предусматривает значительное усиление образовательного и социализационного потенциала этой сферы. Последнее является новой задачей системы образования ("Столичное образование, 2011–2016"),
Формы организации внеурочной деятельности – кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, экскурсии.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Для того чтобы грамотно организовать процесс образования в современной школе, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает специальную рабочие программы внеурочной деятельности по различным направлениям. Эти программы являются составной частью основной образовательной программы каждой начальной школы.
Очевидно, что существуют два принципиально разных пути организации внеурочной деятельности: внутришкольный и интегративный.
Внутришкольный путь предусматривает ориентацию на внутренние материально-технические, кадровые, финансовые ресурсы школы. Другими словами, внеурочная деятельность организуется в школьном здании силами самих учителей и воспитателей.
Интегративный путь основан на использовании внутренних ресурсов школы во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты, общественными объединениями и организациями.
При этом реализация обоих путей может сопровождаться участием родителей, волонтерских и студенческих движений, безвозмездной помощью общественных организаций и др.