Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников
Воспитание в образовательном учреждении реализуется через воспитательный процесс. Все задачи воспитания в школе решаются в процессе обучения и специальной воспитательной работы, проводимой с учащимися во внеучебное время. В практике процессы обучения и воспитания неотделимы друг от друга и осуществляются в тесном единстве.
Формирование мировоззрения школьников
Одной из ведущих задач воспитания является формирование мировоззрения школьников, развитие его самосознания, поиск своего места в мире и смысла своей жизни. Мировоззрение предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним: умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая идеи с делами.
Мировоззрение – система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют направленность его деятельности[1].
Убеждения – это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности, осознанная потребность, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.
Становление и развитие мировоззрения – сложный, многозначный, внутренне связанный процесс, в котором действуют и взаимодействуют самые разнообразные факторы. К их числу относятся материальные условия жизни человека, микро- и макросреда, средства массовой коммуникации, обучение и воспитание. Науке известно, что все эти факторы действуют с неодинаковой силой и эффективностью. Поэтому важно предупреждать стихийное возникновение взглядов и научиться управлять факторами направленного формирования мировоззрения.
Психологическая структура мировоззрения включает в себя познавательные, эмоциональные и волевые компоненты.
Чтобы знания превратились в личный взгляд, в личное убеждение, их надо не только продумать, но и глубоко прочувствовать, пережить, соотнести со своей жизнью и деятельностью в обществе. Переживание выступает как эмоциональный носитель научного понятия или моральной нормы.
Отношение человека к окружающему его миру, к знаниям, которые он получает, к условиям, в которых он живет и развивается, всегда носит эмоционально-оценочный характер. Знания только тогда включаются в общую систему взглядов человека и перерастают в убеждения, когда они проходят через сферу его чувств и переживаний. Мировоззрение реализуется не только во взглядах и убеждениях человека, но и в его эмоциональных состояниях, чувствах, переживаниях. Пронизывая взгляды и убеждения, чувства становятся одним из структурных компонентов мировоззрения. В свою очередь, мировоззрение, проникая в эмоциональную сферу человека, придает его чувствам социальную направленность. Сказанное позволяет сделать педагогически важный вывод: в процессе формирования мировоззрения надо искать такие способы, приемы воздействия, которые обогащают и перестраивают эмоциональный мир учащихся, развивают воображение, эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к действительности.
Нормы общественного сознания становятся достоянием личности только тогда, когда человек вступает в реальные отношения с людьми. Мировоззрение возникает из многообразных отношений и действий человека. Поступки, действия, отношения, вся сложная сфера поведения в целом являются волевыми компонентами мировоззрения человека. Волевые действия всегда целенаправленны. Постановка целей и их реализация зависят не только от объективно сложившихся обстоятельств и условий жизни человека, но и от его взглядов, убеждений, идеалов. Проникая в глубь волевых качеств личности, мировоззрение является тем внутренним стержнем, который организует действия и поступки в сложную, но единую систему ее поведения.
Формирование мировоззрения не кратковременный процесс. Он длится на протяжении всей жизни. Поскольку этот процесс связан с постоянными и непрерывными изменениями в общем развитии учащихся, то и система представлений, понятий и идей об окружающем мире на разных этапах их школьного обучения и воспитания будет неодинаков.
Формирование мировоззрения опирается па вооружение учащихся современными научными знаниями. В выработке мировоззрения активно участвуют все школьные предметы. Однако сами но себе учебные дисциплины не обеспечивают соответствующий воспитательный эффект. Знания приобретают личностный, мировоззренческий характер, если они получены в результате критической мыслительной работы, проверены на практике, являются не пассивной принадлежностью умственного багажа, а принципом действия.
Формирование, углубление и закрепление взглядов и убеждений требуют поставить ребенка в такие условия, когда окружающая обстановка реально толкала бы его к активности, самостоятельности и ответственности. Участвуя в общественной деятельности, в разнообразных формах труда, дети приобщаются к жизни своей страны, усваивают ее нормы.
Для выработки учениками взглядов очень важна социальная и профессиональная позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений. Успех формирования мировоззрения основывается во многом на доверии учащихся к учителю.
Таким образом, средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учеников, их опыт, приобретаемый в общении и жизни. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интегрированных курсов. Взгляды и убеждения формируются в общении и в собственной практической деятельности учеников: трудовой, общественной, художественной, технической и пр.
В Законе РФ "Об образовании" говорится, что ОГЛАВЛЕНИЕ образования должно обеспечить в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения (ст. 14, п. 2). Там же сказано, что ОГЛАВЛЕНИЕ образования должно "...учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений" (ст. 14, п. 2). Можно видеть, что политики и педагоги неопределенно высказываются о том, какое именно мировоззрение должна формировать государственная школа. Педагогика экзистенциализма считает вообще недопустимым формирование мировоззрения школой, расценивая это как ущемление свободы личности. Следует считать это иллюзией, поскольку любая образовательная система формирует мировоззренческие идеи. В советский период развития России это были диалектико-материалистические теории о природе, обществе, человеке, познании. Современная российская школа ориентирована в целом на формирование у школьников научно-материалистических взглядов. Однако в новых учебниках и программах возможен отход от материализма к другим мировоззренческим концепциям (идеализм, экзистенциализм, бихевиоризм и др.). В конфессиональных школах России формируется, как правило, религиозное мировоззрение.
В современных условиях при формировании мировоззренческих и нравственных убеждений, установок учеников разумно, очевидно, принимать принцип толерантности, терпимости к взглядам учащихся, принцип самоопределения личности, т.е. обеспечивать свободный выбор и ответственность за свои решения и действия.