Воспитание учащихся

Мировая педагогика определяет приоритеты воспитания, исходя из общечеловеческих ценностей. В их число входят персональные высоконравственные качества; чувства сострадания и готовности помочь другим людям; толерантное отношение к иным социальным устройствам, культурным традициям, религиям и т.п. Соответствующие высокие цели воспитание сформулированы во всех ведущих странах мира. В России "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (2009), проекты "Наша новая школа" (2010), федеральные стандарты общего образования (2012) провозглашают стратегию гуманно-личностного развития учащихся, необходимость формировать ценности, соответствующие идеалам демократии, самоуправления, прав и свобод человека, открытости, плюрализма, гражданской ответственности и самостоятельности. В президентском акте "Америка-2000" (США) (1994) говорится о намерениях превратить школу в "центр содействия развитию цивилизованного общества". В "Законе об образовании" Великобритании (1996) – о культурном, умственном, физическом и духовном развитии школьников при передаче таких ценностей, как правдивость, чувство гражданского долга, забота о людях, терпимость и свобода. "Образование – это не только передача знаний, но и наделение моральной, нравственной, духовной силой", – записано в докладе национальной комиссии по образованию Великобритании (1993). В "Инструкциях министерства образования" (Франция) (1985) говорится о необходимости "воспитания личности, ...устремленной к истине, с верой в человеческий разум, с чувствами ответственности, собственного достоинства, уважения к другим людям, солидарности, неприятия расизма, понимания универсальности различных культур, с неразрывной любовью к Свободе, Равенству, Братству". В "Законе об образовании" (Япония) (2006) – о формировании "строителей миролюбивого государства и общества", которые "любят истину и справедливость, личную свободу, труд, обладают ответственностью и духом независимости", любят свою страну и уважают другие страны.

Мировая школа накопила определенный опыт воспитания, при котором формируется соответствующее поведение – от привычки уступать в транспорте место старшим до готовности откликаться на чужую беду. Воспитание направляется на поощрение самостоятельности, эвристического мышления, общительности, высокой культуры. Усиливается внимание к условиям жизни школьников, возрастает стремление обеспечить комфортную психологическую атмосферу, когда поощряются успехи, познавательная и творческая активность, склонности и интересы детей. Популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве, партнерстве, когда ребенок становится полноправным участником педагогического процесса, возникают доверительные, непринужденные отношения детей и взрослых, реализуются коллективные педагогические формы и приемы, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей, рождается атмосфера радости и творчества.

В воспитании используются технологии, доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, рассказ, ролевые игры, рефлексивные методы, методы убеждения, стимулирования поведения и т.д. Методы воспитания применяются по отношению к конкретным субъектам, на определенном учебном материале, через те или иные институционные и неформальные структуры образования. Методики применяются с учетом целей, содержания воспитания. Так, при ротации в детском самоуправлении инициируется смена лидеров. Методами убеждения могут быть диспуты, индивидуальные беседы, круглые столы и пр. При социокультурной идентификации – исторические рассказы, изучение местных обычаев. При освоении понятий многокультурности – лекции, эвристические беседы, работа с источниками.

При организации субъект-субъектных отношений центральное место отводится диалогу. Проблема диалога разрабатывается рядом зарубежных педагогов и философов. Так, израильский ученый М. Бубер подчеркивает, что Я приобретает всю полноту индивидуальности лишь в отношении Ты и что во время диалога возникает некое новое духовное ОГЛАВЛЕНИЕ, имеющее качественно иную ценность. Диалог может быть сопереживанием культурных ценностей, информационным общением, ролевым общением и т.д. С педагогическим диалогом связаны интерактивные технологии, сущность которых состоит в том, что взаимодействие субъектов воспитания организуется как непрестанный диалог, в процессе которого субъекты осмысливают намерения друг друга, в результате чего приобретается личный опыт, возникают "разделяемые ценности" (Т. Парсонс). Интерактивный диалог позволяет добиваться настройки на положительное отношение к партнеру, умения разрешать возникающие разногласия, накапливать опыт самоанализа и анализа партнера. Интерактивное обучение происходит в небольших группах учащихся, т.е. в миниатюрном социальном пространстве. Социальный опыт, приобретаемый в таких группах, индивид переносит во внешний мир.

Реальности воспитания в массовой школе, впрочем, свидетельствуют о значительной дистанции между ними и теоретическими построениями ученых, официальными декларациями, а также установками школьных программ.

Россия. Состояние воспитания вызывает в российском педагогическом сообществе глубокую озабоченность. На рубеже XX–XXI вв. российская школа преодолела резкий поворот, когда, как замечает российский ученый Н. Д. Никандров, "одна система ценностей либо сама исчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая еще не сформировалась".

Проблемы воспитания оттеснены на задний план. Сокращены штаты воспитателей, руководителей кружков и секций, психологов, медиков, социальных педагогов. В образование пришла идеология, окрашенная моралью общества потребления. Школа стала часто рассматриваться не как очаг взращивания и самореализации личности, а как источник образовательных услуг.

В учебных заведениях продолжают жить традиции авторитарного воспитания. По-прежнему главной фигурой в школе остается учитель, а не ученики. Во многом учебно-воспитательный процесс подчинен регламентациям и формализован. Изъяны в воспитании учащихся – результат множества слагаемых. Здесь и неблагоприятные семейные, социальные условия, и массовая культура с ее насилием и жестокостью, и особенности групповой психологии подростков, и, наконец, пробелы школьного воспитания. Знаниевая составляющая теснит антропологическую направленность, воспитательный потенциал школьных программ.

В последнее 20-летие, как замечает российский ученый В. П. Максаковский, заметно снизился "градус" нравственности школьников. В детской среде распространяется пандемия бездуховности и "антикультуры". Подвергаются коррозии чувства доброты и сострадания к ближнему. Опрос учащихся, проведенный в 2009 г., выявил, что для абсолютного большинства респондентов кумирами являются поп-звезды, так называемая золотая молодежь, успешные бизнесмены, судьи и фото- модели. Нравственные идеалы значительной части учащихся ограничиваются дискотекой, популярной вокальной группой, заезжей рок-звездой и футболом. У российских школьников недостаточно развиты коммуникативные умения.

В противовес негативным тенденциям в воспитании развиваются процессы, направленные на поощрение гуманности подрастающего поколения. Программами общеобразовательной школы предусмотрено формирование прочных нравственных принципов на основе общепринятых фундаментальных духовных ценностей. Школа ориентируется на воспитание высоких нравственных стандартов, растут стремления обеспечить комфортную педагогическую атмосферу, мотивацию учащихся, поощряя их успехи, познавательную и творческую активность, склонности и интересы. Популярность приобрели педагогические идеи сотрудничества и партнерства. Для преодоления кризиса нравственного воспитания предлагается опора на такие базовые ценности, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, литература и искусство, традиционные религии.

В российской школе нравственно воспитывающее обучение – органическая часть образования. На первом месте при этом стоят традиционные предметы гуманитарного содержания: литература, история, обществоведение, иностранные языки. Изучение и освоение этих предметов рассматривается как источник гуманности, противоядие от жестокости, черствости.

США. В США воспитание школьников осуществляется с учетом двух подходов: с одной стороны, патернализма, когда ученик воспитывается в условиях требовательности и строгости, и предоставления школьнику свободы – с другой. До 1980-х гг. в воспитании предпочтение было отдано первому из указанных подходов. Многие школы, по описаниям американского педагога М. А. Рэйвида, выглядели как "холодные, бесчеловечные заведения, абсолютно далекие от индивидуализации учеников".

Сегодня на щит поднят второй подход. Труды американских ученых испещрены призывами гуманного, любовного отношения к школьникам, поощрения их самостоятельности и свободы. Учеников нельзя ругать, стыдить и строго наказывать. Учитель обязан воздействовать на ученика только позитивно, поощряя за успехи. Правила поведения в школе очень демократичны. Дети могут разговаривать в классе, ходить во время урока, сидеть в свободной позе и т.д.

Разрабатываются соответствующие методики так называемого поведенческого (коммуникативного) воспитания. В нем выделены две главные цели: формирование познавательного (когнитивного) и эмоционального (аффективного) общения наставника и воспитанников. Ставятся задачи сформировать у подопечных навыки общения, которые впоследствии можно совершенствовать. В программы многих школ входит курс общения, в рекомендациях к которому, в частности, обращается внимание на необходимость учиться слушать собеседника, употреблять слова и интонацию сообразно ситуации, выделять в общении главное и второстепенное, своевременно фиксировать непонимание собеседника, излагать мысль быстро и точно, адекватно передавать иную точку зрения и пр. Учитель, начиная с 1 класса, в течение учебной четверти уделяет каждому ученику 5–6 минут для индивидуальной беседы. Коммуникативное воспитание предусматривает свободную игровую обстановку, партнерство воспитанников и наставников.

В одной из методик коммуникативного воспитания, предложенной американским ученым С. Ваймером, даны советы учить искусству не ссориться с родителями, учителями, друзьями. Главным способом избежать грубого проявления конфликта названо создание доброй, ровной обстановки в классе. Оговорено, что в среде подростков возникновение конфликтных ситуаций – явление закономерное. Речь идет о том, чтобы научить выходить из них достойно, без нравственного ущерба для себя и окружающих. Предлагается, например, игра "Узелки". Участники игры, встав лицом к лицу, хватают друг друга за руки, а затем стараются распутать переплетенные руки, чтобы выстроиться в цепочку. Кто-то кому-то помогает, кто-то взывает о помощи. В итоге возникают взаимные симпатии и благодарность. После такой игры, уверяет Ваймер, детям поссориться куда труднее.

Примером коммуникативного воспитания являются учебные заведения под названием "справедливые сообщества" (1970– 1980). В "справедливых сообществах" Бостона и Ридинга удалось создать эмоционально комфортную обстановку, придерживаться справедливого, гуманного поведения, демократизировать взаимоотношения "учитель – ученик", "учитель – учитель", "ученик – ученик", согласовать усилия наставников, мирно решать конфликтные ситуации, воспитывать с помощью самоуправления (школьные и классные ассамблеи) в процессе социально полезной деятельности, учитывая собственные традиции школьной жизни.

Среди проектов, провозгласивших оппозицию педагогическому авторитаризму, выделяются так называемые свободные школы. Они возникли в США в начале 1970-х гг. "Свободные школы" поощряли самообразование, самостоятельное познание мира в учебном заведении и за его стенами в обстановке игры, раскованных бесед, досуга. Учителям, ученикам и родителям предоставлялась свобода выбора и использования собственного опыта. Авторитаризм учителя отвергался не только во имя результатов обучения, но и воспитания, воспроизведения модели гуманного, основанного на сотрудничестве человеческого общежития.

Обратимся к опыту двух "свободных школ" в г. Беркли (штат Калифорния). В одной из них – колледже "Иной путь", учрежденном белой общиной, для школьников была создана благожелательная эмоционально-экспрессивная обстановка. Ученики вели свободную, хаотическую, но увлекательную жизнь. Например, учителя и ученики устраивали совместные завтраки, где на равных непринужденно обсуждали текущие дела и социальные проблемы. В другой "свободной школе", созданной афроамериканской общиной, дружеские отношения учеников с учителями не переходили в фамильярность. Учащиеся были вправе посещать или пропускать учебные занятия. На уроках им позволялось бездельничать, читать газеты. Впрочем, в итоге необходимо было отчитаться о результатах учебы.

Многих американских педагогов не устраивают реалии воспитания. Так, М. Хантер недоумевает, почему в программе школы нет даже намека на необходимость для школьника приобретения "знания о себе как физическом, социальном, эмоциональном и интеллектуальном индивиде". Можно понять подобную тревогу, если обратиться к далеко не лучшим характеристикам воспитанности американского школьника. Американская школа по-прежнему воспитывает индивидуалистов (из-за системы ротации, когда каждый год школьники видят вокруг себя разные лица, у них нет постоянных друзей). В юном поколении глубоко укоренилась идеология потребления. Большинство учащихся на вопрос о главном увлечении, не задумываясь, отвечают: "Shopping (походы в магазин)". Редкий день в школах обходится без драки. Драка – это своеобразное состязание: собирается толпа, которая в экстазе начинает скандировать: Fight! Fight! (Бой! Бой!). Драка продолжается до тех пор, пока полиция нс скручивает дерущихся и не уводит их в наручниках.

Проблемы воспитания в американской школе нередко решаются с помощью репрессий и наказаний. В 38 школах из 50 штатов официально разрешены наказания. Стиль общения спортивных тренеров с воспитанниками больше напоминает армейские приказы. В ранг моральной ценности возведено доносительство. Если один ученик увидел, как другой списывает, он должен донести. Доносительству учат не только в школе, но и в семье, церкви, куда школьники ходят по воскресеньям послушать проповеди своих пасторов. Как свидетельствует наш соотечественник А. Димиев, никто из педагогов даже случайно не скажет, что доносить постыдно.

Впрочем, не следует преувеличивать негативы воспитания в школах США. "Коммуникативное воспитание" в известной мере исключает стереотипное восприятие американского воспитания как символа индивидуализма. Многие педагоги прилагают немалые усилия, чтобы привить воспитанникам навыки совместной деятельности: в кружках, клубах, на спортивных состязаниях, диспутах, музыкальных фестивалях, конкурсах, ярмарках идей и т.д. Американские школьники в подавляющем числе добры и приветливы с учителями и друг с другом. Быть хулиганом и иметь плохие оценки в школьной среде не считается особым достоинством, также как пить алкоголь, курить и ругаться матом. Напротив, не считается зазорным примерное поведение в детской среде, как и иметь хорошие оценки в школе. Двоечников считают не лидерами, а неудачниками (looser). Все это – результат воспитания.

Западная Европа. Многие педагоги Западной Европы осуждают воспитание, основанное по преимуществу на принуждении. Не подвергая сомнению целесообразность определенных регламентаций, поощрений и наказаний, они возражают против жестких форм педагогического воздействия. Вот что пишет французский педагог Б. Шлаен: "Есть ли возможность избежать наказания? Едва ли. Ведь бывает ситуация, когда речь идет о справедливости, которая должна восторжествовать над грубостью, жестокостью, неуважением к старшим... Но хотелось бы, чтобы школа перестала быть источником конфликтов". С подобными установками перекликаются рекомендации другого французского педагога – С. Френе. Он предлагает тесты, ориентирующие на создание в классе гуманных и демократических отношений. К тестам приложен код: зеленый свет – рекомендации к применению; красный свет – отказ от использования; желтый свет – рекомендация эффективна в отдельных случаях. Вот один из таких тестов: "Ребенок не любит, чтобы его наказывали". Ответ – зеленый свет.

В учебных заведениях Западной Европы традиционно сильны тенденции гуманного воспитания. Так, во французской школе реализуется концепция "воспитание через искусство", которая преследует цель содействовать нравственно-духовному развитию школьников в условиях эмоциональной воспитательной атмосферы. Предлагается формировать на основе изучения произведений искусства критерии персонального нравственного поведения через импровизацию и самовыражение. Внедрение концепции происходит при преподавании учебных дисциплин, связанных с искусством: музыка, живопись, скульптура, архитектура, искусство кино, танца, театра и пр.

Достижение высоких целей воспитания, однако, далеко от сколько-нибудь систематического осуществления. "Утешающим обманом" называет английский ученый Дж. Холден утверждение, будто школа Великобритании добилась внушительных успехов по гуманизации учебно-воспитательного процесса. В школах немало педагогов, которые формально относятся к своим обязанностям духовного наставника. Многие преподаватели, отмечает Дж. Холден, напоминают иных тюремных священников: бормочут подопечным что-то благочестивое, хотя сами давно в это не верят.

Преподаватели вносят свою лепту в создание в школе атмосферы насилия. В английской школе сохраняются жесткие, грубые формы воспитания. Учеников ставят в угол, заставляют многократно переписывать бессмыслицу, прибегают к телесным наказаниям. Администрация учебных заведений во Франции вопреки закону, не допускающему любое насилие в отношении учащихся, нередко видит в наказаниях едва ли не единственный способ воспитания. Как следовало из опросов (1986), 73% учителей начальных школ наказывали, задерживая учеников после уроков, 50% – ставили школьников в угол, 44% – занимались рукоприкладством. Опрошенные признались, что нередко снижают оценки при нарушении учениками дисциплины.

Среди учащейся молодежи сильны настроения конформизма, социальной апатии. К примеру, во Франции в 1979 г. каждый второй из 5 тыс. опрошенных подростков заявил о разочаровании в таких ценностях, как гуманизм и прогресс. Школьники, сталкиваясь с жестокостью и бездуховностью окружающего мира, испытывают серьезный нравственный кризис. О таком кризисе говорят, например, стихи 15-летней французской девочки Хюгет:

...Я брожу среди шума и спешащих людей.

Все они заключенные –

Рабы привычек, родителей, жен и мужей...

Рабы золота.

Я призываю этих людей жить иначе – не быть

равнодушными,

Не замыкаться в своем мирке.

Я призываю их понять других, не проходить мимо

умирающего на тротуаре.

Я призываю их... Но не похожа ли я сама на этих людей?!

Некоторые европейские педагоги, социологи, психологи объясняют пессимизм молодых "естественным равнодушием к миру взрослых". Вряд ли можно признать подобное объяснение исчерпывающим. На взгляды молодых влияет отнюдь не радужное ожидание взрослой жизни с ее многочисленными проблемами, одна из которых – безработица. По официальным данным, в конце 1970-х гг. каждый десятый выпускник французского лицея, не поступивший в вуз, не смог найти работу. "Не отчаивайтесь и не теряйте надежды", – вот все, что смог сказать им тогдашний министр образования Р. Аби.

Япония. Воспитанность (кокоро) в педагогике Японии является многозначным понятием – уважение к человеку и природе, эмпатию, поиск истины, способность ощущать прекрасное, самоконтроль, содействие общественному благу. В школе сохраняется конфуцианская традиция воспитания уважения младших к старшим, детей к родителям, учеников к учителям. В официальном документе Министерства образования "Обучение основным правилам поведения" приоритетом названо "воспитание духовности". Обязательная программа нравственного воспитания (1958) состоит из следующих разделов: "Обучение основным правилам поведения" (1–2 классы), "Соблюдение норм общественного поведения в повседневной жизни" (1–4 классы), "Как быть полезным обществу" (5–6 классы), "Об осознании необходимости вести достойную жизнь" (для средней школы 1-й ступени).

Центральным условием нравственного формирования считается самовоспитание, для чего детей приучают к волевой концентрации ("натягивание тетивы"). В начальной школе практикуются морализаторские беседы – "часы нравственности". В процессе нравственного воспитания у учащихся развивают ответственность, чувство товарищества. На уроках и во время иных мероприятий, отведенных на нравственное воспитание, используются различные дидактические материалы и виды работ: рассказы, чтение поэтических произведений, сочинения, видео- и аудиозаписи, детские спектакли и др. Как важный путь воспитания рассматривается обучение по программам таких дисциплин, как "Искусство", "Музыка", "Литература и поэтическое искусство", "Сценическое искусство", "Японская философия и мораль", "История традиций и фольклора".

Особенностью школы в Японии можно считать общинное (групповое) воспитание. Вот типичная сценка в японской школе. Учитель наказывает шалуна: он должен петь в одиночку, а не в хоре. Школьник тотчас разрыдался, так как для него было выбрано наихудшее наказание – отлучение от совместной деятельности класса. Школа систематически осуществляет общинное воспитание. Классы поделены на группы, участники которых приобретают навыки общественной личности. Создание и функционирование групп – процесс, далекий от стихийности. Учителя включают в новую группу явных лидеров, которые могут стать застрельщиками ее деятельности. Лидерами стараются сделать ребят, склонных к активной позиции, с широким кругом общения, сердечных и приветливых. Состав групп и классов не является постоянным. Почти ежегодно учащихся перемещают в параллельные классы. С педагогической точки зрения это имеет, по крайней мере, три цели. Во-первых, давать навыки поведения в условиях меняющейся среды. Во-вторых, исключить возможность превращения лидеров в диктаторов, разъединить чрезмерно близких приятелей, чтобы обеспечить равенство всех учащихся. И, наконец, в-третьих, сделать учащихся более управляемыми.

Не все в Японии безоговорочно соглашаются с практикой общинного нравственного воспитания. Как считает японский педагог Мигисима, общинное воспитание, деление на группы вносит дух соперничества, когда сильные унижают слабых, когда утверждаются антигуманные правила поведения. Преподаватель Акио Сайдзе, перечисляя негативные последствия общинного воспитания, говорит, что внутри детских групп всегда есть вожаки, которые провоцируют ссоры и насилия.

Результаты воспитания в японской школе во многом неэффективны. Среди школьников распространяется неверие в светлые жизненные перспективы. Из 12 тыс. опрошенных в 1991 г. школьников 39% увидели будущее в сером цвете, 15% – в черном.