Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду и учению
Философы рассматривают труд как реальное бытие, неотъемлемую и системообразующую часть материальной и духовной культуры, сознательную, целенаправленную и предметно-преобразующую созидательную деятельность человека, направленную на удовлетворение не только его материальных, но и духовных потребностей. Труд есть вечное естественное условие человеческой жизни. Труд как диалектическое единство объектирования сущностных сил субъекта и субъектирования объекта, как основной аспект человеческого бытия определяет структуру общества, материальный, духовный, культурный уровень жизни (Г. Гегель, К. Маркс).
Задачи трудового воспитания детей сформулированы педагогами прошлого, причем актуальность этих задач справедлива и в наше время.
К. Д. Ушинский настоятельно рекомендовал педагогам использовать животворную силу труда для умственного, нравственного, эстетического, духовного развития детей, психического и физического совершенствования, формирования таких качеств, как трудолюбие, отрицательное отношение к праздному образу жизни, уважение к людям труда, готовность приносить пользу обществу.
В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский раскрыли особенности социально-природного характера и назначение труда. "Цель воспитания – превратить труд в жизненную потребность человека: без труда вырастают тунеядцы, паразиты", – писал Н. Г. Чернышевский. Учение педагогами рассматривалось как один из главных видов труда детей этого возраста ("учебный труд").
При этом педагогами высказывается мысль, что не всякая активность ребенка может рассматриваться как его трудовая деятельность. Например, нередко в школе можно наблюдать картину, когда, не объяснив детям смысл предстоящего, учитель объявляет субботник, который превращается в коллективное препирательство о том, кто и что должен сделать, увиливание от работы и т.п. Другими словами, происходит антивоспитание. Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, ее предвосхищаемый результат должен мыслиться как ценный для общества, – отмечал Е. А. Климов. Трудовое воспитание происходит, когда ребенок рассматривает цель предстоящей деятельности как социально ценную, понимает ее значение для общества, а также убежден в личностной значимости предстоящего дела.
Дисциплинированность – это способность к организации своего поведения в соответствии с нормами и правилами, принятыми в данной социальной среде. Дисциплинированность проявляется в сознательном соблюдении правил в школе и вне нее. Дисциплинированным считается тот ученик, который выполняет требования родителей, учителя, коллектива. Характерной чертой дисциплинированности, проявляемой в труде, является умение доводить работу до конца, независимо от того, интересна она или нет.
Коллективизм является в одно и то же время потребностью и способностью человека к сотрудничеству, к товарищеской взаимопомощи, к совместной трудовой деятельности в группе. Воспитание коллективизма в младшем школьном возрасте начинается с формирования у ребенка желания и умения помогать товарищам в труде и учебе и принимать их помощь, с ориентации на коллективные интересы, с умения определить свое место при выполнении общей работы.
Итак, цель трудового воспитания младших школьников – формирование первоначальных представлений о роли труда в жизни человека и общества, положительного отношения к процессу и результатам труда, развитие личностных качеств (трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма и др.)• Задачи:
• воспитание уважения к труду старших и понимание общественного значения их трудовой деятельности;
• воспитание стремления овладеть навыками совместной работы в коллективе, оказывать помощь товарищам;
• воспитание стремления добросовестно выполнять учебные и трудовые поручения, проявлять инициативу в выполнении общественно значимых дел;
• воспитание умения и привычки поддерживать порядок на рабочем месте, гигиену труда;
• воспитание неприятия к небрежности в труде, в обращении с инструментами и материалами, порче личного и школьного имущества, проявлениям лени, желанию уклониться от труда.