Урегулирование убытков
Процедуры урегулирования страховых случаев являются важным аспектом деятельности страховой компании. При их осуществлении следует помнить, что страховые выплаты могут быть единственным источником существования для застрахованного, следовательно, процедура урегулирования страховых случаев должна оперативно решать вопрос о том, является ли требование о выплате страхового обеспечения обоснованным. Кроме того, во избежание ошибок и субъективности в принятии решений данная процедура должна быть в достаточной степени формализованной.
Заявление о выплатах включает или сопровождается специальными формами, содержащими информацию о страховом случае. ОГЛАВЛЕНИЕ запрашиваемой информации будет существенно зависеть от вида страхования (в первую очередь от специфики риска).
Форма, заполняемая застрахованным, включает вопросы:
• позволяющие идентифицировать его самого и страховой полис (имя, адрес, номер полиса и т.д.);
• позволяющие идентифицировать страховой случай (например, факт дожития до определенного возраста или дату и причину смерти для страхования жизни; вид лечения и (или) операции для страхования здоровья);
• о наличии других действующих договоров страхования, покрывающих данный страховой случай.
С учетом высоких требований к профессионализму специалистов, занимающихся урегулированием, считается важным не только детально разработать такую процедуру, но и выделить соответствующие функции в ведение специальных отделов (департаментов) страховой организации. Считается, что это позволит не только более эффективно урегулировать соответствующие требования, но и в случае возникновения трудностей, связанных с тем или иным требованием о выплате страхового обеспечения, более действенно противостоять административному давлению (в ряде случаев необоснованному) со стороны брокеров, отделов по продажам или менеджеров компании. Кроме того, отдельному подразделению компании легче справиться с организацией рутинных работ, например, со своевременным осуществлением очередных страховых выплат. Организационные структуры в разных страховых компаниях могут различаться: так, можно создать независимые отдел медицинской экспертизы и отдел по выплатам, а можно сформировать объединенное подразделение.
Страховая компания заинтересована в получении требования о выплате как можно раньше: ей необходимо время для получения информации и организации проверки данных, если это необходимо, а также для своевременного принятия решений. Часто в договорах устанавливается предельный срок, в течение которого следует сообщить страховщику о наступлении страхового случая. Для продуктов страхования здоровья это требование может несколько ослабляться, например не распространяться на ситуации, когда застрахованный был физически не способен это сделать (находился в коматозном состоянии и т.п.).
Процедура информирования страховой компании предполагает представление всех необходимых документов, подтверждающих наступление страхового случая, на основе которых принимается решение о выплатах. Сложность его принятия состоит в сочетании оперативности и точности. В случае принятия ошибочного решения пересмотреть его очень сложно, особенно после начала выплат. Даже прекращение ошибочно начисленных периодических выплат может быть проблематичным: к примеру, британские суды рассматривают осуществление хотя бы одного такого платежа как юридическое признание страховщиком необходимости выплат в полном объеме.
Урегулирование страховых случаев по страхованию здоровья более сложно: при рассмотрении рисков заболеваемости трудности и споры возникают чаще, чем при обсуждении рисков смертности. Кроме того, при страховании жизни эффекты неблагоприятного отбора и оппортунистического поведения проявляются слабее.