Лекция 2. Воспитание и школа Средневековья
Покорность, почитание власти и сословной иерархии – характерные черты педагогических воззрений в Средневековом мире. Вместе с тем в них также красной нитью проходит мысль о необходимости поощрять образованность и высокую духовность. Педагогическая мысль покоилась на религиозных парадигмах тех или иных конфессий: буддизма, индуизма, иудаизма, конфуцианства, мусульманства, христианства и др. На Ближнем и Дальнем Востоке, в Индии, в Восточнославянском мире прочно сохранялась консервативная автономная деревенская культура и присущие ей структуры воспитания и обучения. В Западной Европе с усилением светского характера воспитания, роли городской культуры развитие педагогики и образования происходило сравнительно более динамично. Ввиду этих и иных особенностей, по-видимому, можно лишь приблизительно сформулировать общий алгоритм средневековой педагогики и образования для славянской, восточной и западной цивилизаций.
В центре средневекового образования находилось рассмотрение воспитательных аспектов проблем Бога, души, формирования отношения к ближнему, обучения пониманию добра и зла, высокого и низменного, порока и добродетели. Акцент на воспитание верой – основной постулат средневековых принципов и методов воспитания. Средневековая педагогическая традиция требовала от человека соразмерять свое воспитание с Богом и своими ближними. Педагогика порывает с родовыми, клановыми связями и провозглашает личный диалог человека с Богом. Одновременно личность включается в систему социальных отношений с множеством сословных, кастовых и иных субкультур. Педагогика и образование берут на себя две связанные друг с другом функции. Первая – и основная – приобщение к педагогическим идеалам той или иной религии. Вторая – удовлетворение культурно-образовательных потребностей сословий и корпораций: священников, военной аристократии, ученых, ремесленников, торговцев, крестьян и т.д.
Развитие педагогики и образования было тесно связано с культурой предшествующих эпох: родоплеменным и семейно-патриархальным воспитанием, педагогикой античных цивилизаций. Из этой связи вырастает основная форма, способ средневекового образования – ученичество у служителя церкви, мастера, ученого, отца, рыцаря и т.д. Вместе с тем были радикально пересмотрены прежние идеалы воспитания и обучения. Если мудрецы древности пренебрегали земным, видели основной смысл жизни и воспитания в многознании, неспешном общении с мирозданием, то философы Средневековья помышляли о том, чтобы внушить человеку совестливость (страх Божий), который подвигает к отказу от дурных страстей и низменных пороков.
Религиозно-педагогическая мысль и образование состояли из двух тесно связанных уровней. Первый относился к земному мирскому бытию. Второй – к миру "третьему" – небесному, потустороннему. В первом случае речь шла собственно о нравственном воспитании. Во втором – о светском образовании. Оба уровня переплетались. Конфуцианские трактаты, индийские веды, буддийские свитки, библейские тексты, суры Корана воспитывали в сакральном духе, будучи одновременно средствами приобщения к земной культуре, обучения чтению и письму. Вследствие этого практическое образование не ограничивалось обращением к слову Божьему, и церковное образование внедряло изучение светских наук.
Особое место в истории педагогической мысли и образования Средневековья заняла восточнославянская цивилизация. Складывание союза племен восточных славян (VI-IX вв.), становление древнерусской народности и государственности в Киевскую эпоху (IX–XIII вв.) принесли существенные изменения в воспитание и обучение. Судьбоносными для развития просвещения у восточных славян стали крещение и распространение пришедшей из Византии культуры. Эти события означали исторический выбор западного пути развития образования. Схизма – церковный раскол на православие и католицизм (1054) – внес заметные подвижки в таком выборе. Русь, оставшись в орбите греко-византийского религиозного, культурнообразовательного влияния, разделила настороженность к католицизму и западному просвещению. Драматическим для культуры и образованности на Руси оказались последствия удара, который нанесен был степью (XIII в.). Подъем просвещения приостановился. Пострадали города – очаги образованности и культуры. Резко упала книжная культура. Надолго прекратилась деятельность регулярных учебных заведений. Не хватало даже школ простой грамоты. Русские земли оказались в культурной изоляции, что нс могло не осложнять развитие культуры и образования. Положение изменилось, когда Москва, сбросив монголо-татарское иго, покончив с феодальной раздробленностью, приступило к воссозданию основ образования и, оставшись после падения Византии без культурно-просветительского образца, взяла па себя мессианскую роль учителя всего православного мира (XIV–XVI вв.).
Важный для всего мира прорыв от средневековой идеологии обучения и воспитания к бессословному образованию был подготовлен "педагогической революцией", культурными и идейными движениями в Западной Европе, получившими название Возрождения и Реформации (XIV – начало XVII вв.). Несколько позже (XVI–XVII вв.) сходные процессы произошли и в России, где рос интерес к светским знаниям и наукам, усиливалось внимание к образованию, культуре других славянских земель и Западной Европы.