Управление риском
Управление риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.
Управление рисками представляет собой специфическую сферу экономической деятельности, требующую глубоких знаний в области анализа хозяйственной деятельности, методов оптимизации хозяйственных решений, страхового дела, психологии и многого другого. Основная задача предпринимателя в этой сфере - найти вариант действий, обеспечивающий оптимальное для данного проекта сочетание риска и дохода, исходя из того, что чем прибыльнее проект, тем выше степень риска при его реализации.
Управление риском - профессиональный вид деятельности, который выполняют профессиональные институты, страховые компании, а также менеджеры по риску, специалисты по страхованию.
К их задачам относятся: обнаружение зон (областей) повышенного риска; оценка степени риска; анализ приемлемости данного уровня риска для организации; разработка мер по предупреждению или снижению риска; в случае, когда рискованное событие произошло, принятие мер к максимально возможному возмещению причиненного ущерба.
Среди основных принципов управления риском можно выделить следующие:
o нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
o необходимо думать о последствиях риска;
o нельзя рисковать многим ради малого.
Первый принцип требует, чтобы предприниматель:
o определил максимально возможный объем убытка в случае наступления рискового события;
o оценил, не приведут ли убытки к банкротству предприятия.
Второй принцип гласит: зная максимально возможную величину убытка, необходимо выбрать решение о принятии риска на свою ответственность, передаче риска на ответственность другому лицу (случай страхования риска) или об отказе от риска (т.е. от мероприятия).
Третий принцип требует соизмерения ожидаемого результата (прибыли) с возможными потерями в случае наступления рискового события.
Из сказанного следует, что ключевыми приемами управления риском являются избежание риска, снижение степени риска, принятие риска.
Избежание риска означает отказ от мероприятия, связанного с риском. Но при этом, могут иметь место потери от неиспользованных возможностей.
Снижение степени риска предполагает снижение вероятности и объема потерь. Например, передача риска страховой компании, диверсификации портфеля ценных бумаг.
Принятие риска означает оставление всего или части риска за предпринимателем. В этом случае предприниматель принимает решение о покрытии возможных потерь собственными средствами.
Выбор того или иного приема управления риском осуществляется на основе следующих основных правил:
o максимум выигрыша, максимальный результат при приемлемом риске;
o оптимальное сочетание выигрыша и величины риска, т.е. вариант, у которого соотношение дохода и потерь наибольшее;
o оптимальная вероятность результата, т.е. выбор варианта, у которого выигрыш максимальный.
Конечная цель управления риском - получение наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска.
Управление риском (рис. 30.2) предполагает выполнение следующих этапов.
1. Сбор и обработка данных.
2. Качественный анализ информации - предполагает выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, а также практических выгод и негативных последствий и т.д.
3. Количественный анализ - определение вероятности наступления риска и его последствий, а также допустимого уровня риска.
К наиболее распространенным методам количественной оценки риска относятся статистические методы и методы экспертных оценок.
Суть статистических методов заключается в том, что изучается статистика потерь и прибылей, имевших место в данной области, и составляется наиболее вероятный прогноз на будущее. Данные методы требуют наличия значительного массива данных и соответствующего математического сопровождения.
Использование методов экспертных оценок заключается в получении количественных оценок риска на основании обработки мнений опытных предпринимателей или специалистов.
Рис. 30.2. Блок-схема процесса управления риском:
1 - сбор и обработка данных; 2 - качественный анализ риска; 3 - количественная оценка риска; 4 - оценка приемлемости риска; 5, 11 - оценка возможности снижения риска; 6, 12 - выбор методов и формирование вариантов снижения риска; 7 - оценка возможности увеличения риска; 5 -формирование и выбор вариантов увеличения риска; Я 13 - оценка целесообразности снижения риска; 10 - оценка целесообразности увеличения риска; 14 - выбор варианта снижения риска; 15 - реализация проекта (принятие риска); 16 - отказ от реализации проекта (избежание риска)
4. Меры по устранению и минимизации риска включают следующие шаги:
o оценку приемлемости полученного уровня риска;
o оценку возможности снижения риска или его увеличения при повышении ожидаемой отдачи;
o выбор методов снижения (увеличения) рисков.