Управление рисками в страховой организации
Каждому из бизнес-процессов страхования присущи свои специфические риски, в обобщенном виде представленные в табл. 1.2.
Таблица 1.2. Управленческие риски в бизнес-процессах страхования
Бизнес-процесс |
Вил риска |
Возможные последствия |
|
||
Маркетинг |
Неправильное определение клиентской группы |
Невыполнение плана продаж и доходов |
|
||
Формирование страховых услуг |
Завышение базового тарифа |
Отток страхователей, снижение объемов продаж |
|
||
Занижение базового тарифа |
Повышение убыточности, утрата платежеспособности, отзыв лицензии. Страховое мошенничество |
||||
Продажа страховых услуг и местный андеррайтинг |
Неправильное применение поправочных коэффициентов |
||||
Прием на страхование некачественных рисков |
|||||
Централизованный андеррайтинг |
Ошибки в перестраховочной политике |
||||
Сопровождение договора страхования |
Ошибки в обязательной финансовой отчетности |
Наложение штрафов, ограничение лицензии, уголовное преследование |
|||
Некачественное обслуживание страхователей |
Расторжение договоров, отток страхователей, снижение объемов продаж |
||||
Ошибки в инвестировании |
Снижение доходов, нехватка денежных средств |
||||
Урегулирование убытков |
Завышение сумм страховых выплат |
Повышение убыточности, утрата платежеспособности, отзыв лицензии |
|||
Занижение сумм страховых выплат |
Отток страхователей, снижение объемов продаж, судебные расходы |
||||
Необоснованные задержки и отказы в страховых выплатах |
Судебные расходы, наложение штрафов, утрата доверия |
||||
Наиболее вероятными являются риски утраты платежеспособности и утраты доверия страхователей. В соответствии со ст. 25 Закона о страховании условиями обеспечения финансовой устойчивости (платежеспособности) страховщика являются:
1) экономически обоснованные страховые тарифы;
2) страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования;
3) собственные средства;
4) перестрахование.
Строгое соблюдение этих условий, собственно, и составляет сущность страхового менеджмента. При строгом соблюдении этих нормативов вероятность потери финансовой устойчивости страховой организации практически исключается, что подтверждается практикой. За почти 25-лстнюю историю российского страхового рынка все случаи банкротства страховщиков были вызваны несоблюдением этих требований или банальным воровством, временно прикрываемым фальсифицированной финансовой отчетностью. Для исключения этого с 2015 г. введена уголовная ответственность (ст. 172.1 УК РФ) должностных лиц страховщика за представление в отчетности заведомо неполных и недостоверных сведений в целях сокрытия признаков банкротства или оснований для отзыва лицензии.
Не меньшие последствия для страховщиков имеет, как показала современная судебная практика, утрата доверия страхователей. Страховщики объясняют свои разногласия со страхователями попытками страхового мошенничества. Значительные страховые суммы, разнообразие объектов страхования, минимальные сроки страховых выплат и многое другое из области страхового сервиса не только обеспечивают коммерческий успех страховщикам, но и создают благоприятные условия для мошенничества.
Страховое мошенничество обычно заключается в попытках обмана или злоупотребления доверием представителей страховщика занизить размер страховой премии, имитировать страховой случай или преувеличить размеры возникших убытков для получения незаконной материальной выгоды, одновременно причиняя имущественный ущерб страховщику и страхователям.
С введением ОСАГО попытки и факты мошенничества многократно возросли и стали серьезной проблемой страховщиков, которые оценивают его уровень в 10—15%, что, однако, пока не подтверждается судебной практикой. Страховое мошенничество обычно основано на инсценировке страхового случая, а расследование преступлений, связанных с инсценировками, всегда представляет большую сложность и требует высокопрофессионального уровня расследования. Известный специалист в области борьбы со страховым мошенничеством А. И. Алгазин[1] выделяет следующие сферы страхования, наиболее подверженные преступным действиям со стороны клиентов страховых компаний:
— страхование жизни и здоровья — 10,2% мошенничеств;
— имущественное страхование — 22,4;
— страхование автомототранспортных средств — 62,4;
— страхование домашних животных — 5%'.
На возможную попытку страхового мошенничества могут указывать: расхождение обстоятельств конкретного страхового случая по заявлению страхователя с типичными для таких случаев обстоятельствами; наступление страхового случая вскоре после заключения договора страхования; многократное превышение заявляемой страховой суммы по личному страхованию доходов страхователя; уклонение страхователя от осмотра предлагаемого на страхование имущества; наличие у страхователя финансовых проблем и другие нехарактерные для обычной страховой практики признаки. Выявление хотя бы одного из перечисленных обстоятельств не всегда однозначно указывает на попытку страхового мошенничества, однако обнаружение двух и более позволяет предположить ее довольно уверенно.
Страховые мошенники стараются заработать на любом виде страхования. В практике страховых компаний нередко случаются ложные поджоги и ложная порча имущества. Наиболее популярны оформление страхования на похищенных или поддельных бланках полисов с последующим присвоением полученной премии, фальсификация ДТП или его обстоятельств, двойное страхование, провокация ДТП по сговору для получения незаконной страховой выплаты.
Типичным примером мошенничества в личном страховании, в том числе при страховании заемщиков кредита, является сокрытие страхователем (застрахованным) заболеваний.
Основная тяжесть борьбы со страховым мошенничеством ложится на службу андеррайтинга, которая включает криминальный андеррайтинг страхователей при наличии признаков мошенничества, и на службу собственной безопасности страховщиков при урегулировании убытков.
Но, несмотря на объективный характер риска страхового мошенничества, страховщики при урегулировании убытков должны исходить из презумпции добропорядочности страхователей, поскольку углубление кризиса доверия на страховом рынке может привести к передаче обязательного страхования вновь созданным государственным страховщикам и к сворачиванию коммерческого страхования.