Управление рисками ЧС социального характера
Накопленный мировой опыт по решению проблемы безопасности, анализ ее реального состояния и прогноз на перспективу показывают, что управление рисками ЧС вполне обоснованно стало важной составной частью государственной политики в области устойчивого развития и национальной безопасности как отдельных государств, так и всего международного сообщества, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
Это обусловлено вполне определенными объективными факторами.
Во-первых, ЧС, их социально-экономические последствия как в настоящее время, так и в прогнозируемой перспективе представляют серьезную угрозу национальным интересам большинства государств и человеческой цивилизации в целом, если не принимать действенных целенаправленных мер по снижению их риска.
Во-вторых, проблема управления рисками ЧС является достаточно сложной и многогранной. Чтобы управлять рисками, необходимы не только знания из многих отраслей науки и техники, но и реальный опыт, практика.
Выбор наиболее приоритетных и эффективных мер и мероприятий, направленных на снижение рисков ЧС, и составляет главную цель государственной политики и практической деятельности в сфере безопасности жизнедеятельности.
Риск ЧС социального характера в широком смысле – это вероятность стихийного бедствия, техногенной или экологической катастрофы, социально-политического катаклизма (войны, революции, межэтнического или межконфессионального конфликта и т. п.) и того ущерба, который они могут нанести личности, обществу и государству. Этот риск заключается в определении количественных и качественных показателей, ожидаемых в связи с конкретной опасностью возникновения этого явления: числа погибших и раненых, степени материального и морального ущерба, в том числе в результате спада экономической деятельности.
Оценка риска ЧС выражается в виде шкалы, на которой в цифровом виде представлены потери в конкретном районе ЧС за определенный период времени. Управление рисками ЧС социального характера должно включать в себя как оценку размера конкретного риска, так и оценку того, насколько большим является риск для личности, общества и государства. Поэтому процесс управления рисками ЧС имеет две стороны, которые условно называются количественной (объективной) и качественной (субъективной) оценками.
Количественная (объективная) оценка риска ЧС требует определения “количества” риска на основании имеющихся данных и понимания всей сложности процессов, ситуаций и возможных последствий.
Качественная (субъективная) оценка указанного риска – это оценка риска обществом, т. е. взгляд общества на ту опасность, которая ему грозит и его представления о том, что нужно делать.
Исходя из этого, первый этап управления рисками ЧС – это расчет вероятного риска, второй – его качественная оценка, получение представления о его серьезности, важности и значимости для социума. Нередко общественная оценка риска какой-либо ЧС формируется под влиянием тех рисков, с которыми людям уже приходилось сталкиваться в повседневной жизни, а также степени серьезности возникших опасностей и их последствий.
На практике управление рисками ЧС социального характера сводится к повышению уровня социальной безопасности. Безопасность социума представляет собой, во-первых, отсутствие опасностей и угроз в пределах некоторого приемлемого для общества риска, во-вторых, достаточную степень его устойчивости к ним, т. е. наличие определенного иммунитета, и, в-третьих, способность и готовность защищаться от этих опасностей и угроз, устранять их, восстанавливать состояние благополучия.
В связи с этим для повышения уровня безопасности в социальной сфере необходимо обеспечить:
• совершенствование социальной системы и ее объектов (структур, институтов, организаций, отношений между ними, политики и т. п.);
• подготовку персонала, способного эффективно и целенаправленно работать над решением этой задачи;
• способность и готовность социальных структур и персонала к ликвидации последствий ЧС.
Управление рисками открывает принципиально новые возможности повышения безопасности социума. К политическим, организационным, административным, техническим добавляются экономические методы управления рисками. К последним относятся: страхования, денежные компенсации ущерба, платежи за риск и т. д.
Многие специалисты считают целесообразным в законодательном порядке ввести квоты за риск. Однако есть немало и тех, кто полагает, что превентивные меры по предотвращению рисков, сводящиеся к страхованию, перестали быть эффективными. Ложное ощущение безопасности – “все застраховано” – стало опасно само по себе, поскольку, во-первых, персонал меньше заботится о последствиях риска, а во-вторых, даже полный страховой полис не покрывает “скрытых” расходов, которые неизбежны в условиях жестокой рыночной конкуренции.
По мере социально-экономического и научно-технического развития общество придает все большее значение уменьшению рисков ЧС. С одной стороны, это обусловлено тем, что повышается вероятность аварий, катастроф, вооруженных конфликтов с применением оружия массового уничтожения и т. п. С другой стороны, развиваясь, общество становится богаче и способно инвестировать больше средств в программы своей защиты, которые выступают одним из важнейших элементов предупреждения и готовности к различного рода ЧС, в том числе и социального происхождения.
Для расчета риска необходимы обоснованные данные. Поэтому тщательно аргументированная разработка базы данных и их реализация – одна из важнейших задач управления риском ЧС социального характера на всех уровнях.
В основе управления рисками ЧС лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска, которая предполагает следующую последовательность изучения опасностей.
Стадия I. Предварительный анализ опасностей, включающий в себя:
• выявление источника опасности;
• определение частей социальной системы, которые могут вызвать эти опасности;
• введение ограничения на анализ, т. е. исключение опасностей, которые не будут изучаться, так как не имеют отношения к исследуемой ЧС.
На этом этапе очерчивается рисковая конъюнктура социальной сферы, изучается статистика происшествий, катастроф и ЧС, выявляются наиболее уязвимые места. В качестве примера можно привести анализ ситуации для обеспечения защиты частного предприятия от политического риска в какой-либо стране или регионе. Такой анализ предполагает:
• изучение страны или региона, политической ситуации в них, лидеров правящей партии и оппозиции;
• предварительный анализ политических рисков, а также постоянное проведение такого анализа после установления с кем-либо деловых отношений, с тем чтобы иметь текущую информацию о масштабе и типе риска;
• выяснение возможностей установить более тесные контакты с представителями власти и оппозиции;
• определение порядка назначения персонала (на ключевые посты не следует нанимать персонал из числа местного населения);
• составление перечня комплектующих, которые трудно производить на месте (их следует ввозить из страны или региона, где расположена материнская фирма);
• установление оптимальных способов обмена (перевода) местной валюты.
Стадия И. Выявление последовательности опасностей, которые могут вызвать ЧС социального характера. Например, возникновение трудностей с продовольствием, высокая инфляция, безработица, социальная напряженность, столкновения на межэтнической почве, проявления религиозного экстремизма и т. д. Все эти опасности являются предвестниками острого социального конфликта и возможной ЧС (вооруженного конфликта или войны).
Стадия III. Анализ последствий ЧС. Здесь необходимо четко представлять, какие потери может понести та или иная социальная структура в случае возникновения ЧС (революции, гражданской войны, регионального межэтнического конфликта и т. д.). На этой стадии деятельность по управлению риском требует значительных финансовых затрат. С практической точки зрения лучше начать с катастрофических случаев, а затем расширить исследование, перейдя постепенно к случаям с менее значительными последствиями. Если речь идет о частном предприятии, то опасности могут быть следующего характера: внезапная или постепенная конфискация (национализация) собственности, изменение валютной ситуации (запрещение обмена местной валюты на конвертируемую или перевода валюты за границу), введение дискриминационных налогов, ограничение цен и введение контроля за производимыми товарами, угрозы персоналу и похищение ключевых сотрудников и т. п.
В настоящее время специалисты в сфере обеспечения безопасности, как ученые, так и практики, считают, что для повышения эффективности управления рисками ЧС необходимо ускорить решение ряда назревших проблем. Среди них наиболее важными представляются следующие:
• разработка и принятие государственной стратегии снижения рисков ЧС, опирающейся на научно обоснованную законодательную нормативно-правовую базу;
• совершенствование статистического учета ЧС природного, техногенного и социального характера, разработка современных методик оценки рисков, связанных с природными и техногенными опасностями, и их применение при прогнозировании социальных угроз;
• формирование системы управления рисками ЧС, включая предупреждение подобных ситуаций и оперативное реагирование на них;
• разработка методических основ стратегического и оперативного планирования мероприятий по снижению рисков ЧС;
• развитие систем комплексного мониторинга рисков ЧС, особенно его элементов и структур в субъектах РФ и муниципальных образованиях;
• сближение систем предупреждения и ликвидации ЧС и гражданской обороны (ГО) с возможным последующим объединением их в единую государственную систему гражданской защиты, а также создание системы общественных спасательных организаций и формирований;
• дальнейшее совершенствование государственной политики по сохранению и развитию существующего потенциала ГО и ее материально-технической базы, включая создание резервов на случай ЧС в условиях мирного и военного времени;
• реализация эффективных мер по совершенствованию подготовки специалистов и населения в области ГО и предупреждения и ликвидации ЧС и формирование у населения страны массовой культуры безопасности;
• разработка и совершенствование нормативно-методической базы страхования и перестрахования рисков ЧС;
• обобщение и распространение опыта мирового сообщества по управлению рисками.
Определенную помощь в обеспечении комплексной безопасности может оказать применение теории управления рисками. Ее методы позволяют оценить различные риски, угрожающие человеку и обществу, вычислить рациональные затраты, необходимые для их снижения до приемлемой величины. Критерий оптимальных затрат – максимально возможное снижение суммарного риска, которое достижимо при данном уровне жизни общества.
Однако следует отметить, что данный подход возможен только в социально здоровом обществе и в мирное время. В дестабилизированном обществе (при угрозе войны, в условиях острых социальных конфликтов и революций, криминализации общества, при стихийных бедствиях и других форс-мажорных обстоятельствах) целесообразно использовать другие подходы и критерии для обеспечения безопасности и решения проблемы приемлемого риска.
В настоящее время наиболее эффективным способом управления рисками является моделирование процессов возникновения опасностей и угроз, их развития, перерастания в ЧС и устранения. Исследование опасностей по моделям, под которыми понимаются аналоги (математические, физические, компьютерные, модели-схемы и т. д.) изучаемых объектов, в ряде случаев является единственно возможным, например, при определении последствий войны, особенно ядерной, стихийного бедствия, техногенной катастрофы, криминальной ситуации и т. п. Результаты разработок и исследования модели по определенным критериям распространяются на оригинал или реальные процессы. Возможность переноса результатов, полученных в ходе построения исследования, на оригинал основана на том, что модель в определенном смысле отображает (воспроизводит) какие-то его стороны и свойства. При этом необходимо учитывать, что модель – всегда лишь упрощенная копия каких-либо свойств оригинала, и важно не перешагнуть допустимые пределы таких упрощений.
Модели могут быть статичными, отражающими структуру, взаимосвязи и состояние опасностей; простыми динамичными, характеризующими качественные изменения; сложными динамичными, отражающими качественно-количественные изменения (скачки и их эволюцию).
В настоящее время в связи с широким внедрением в обиход видеотехники моделирование ЧС возможно с помощью видеофильмов по тематике социальных катастроф. Они помогают достаточно обстоятельно разобраться в той или иной критической ситуации, отображаемой на экране. Однако нужно учитывать, что авторами видеофильмов являются, как правило, профессиональные репортеры, не всегда свободные от симпатий и антипатий.
Огромные возможности для моделирования сегодня предоставляет компьютерная техника. Существует несколько разновидностей компьютерных систем, с помощью которых осуществляется моделирование изучаемых процессов, в том числе потенциальных опасностей и угроз. Фактологические системы представляют собой механизм собирания, накопления и обобщения факторов опасностей. Хранение информации о тех или иных опасных процессах в разные моменты дает возможность выявить тенденции, изменения, развивать позитивные и сводить на нет или ослаблять негативные явления (процессы). Такие системы выполняют диагностические функции, позволяя по набору определенных признаков и их изменениям судить о состоянии исследуемых процессов, обеспечивая выработку рекомендаций для их прогноза и контроля.
Широкое распространение получили интерпретирующие компьютерные системы, позволяющие при наличии определенных условий и данной интерпретации знаний вскрывать наиболее обоснованные и вероятные состояния опасных явлений. Компьютер здесь выступает как инструмент мыслительной системы, дающий возможность по-разному комбинировать условия, состояние процессов и исходные знания, чтобы те или иные выводы или собственные суждения согласовывались с максимальной совокупностью имеющихся фактов.
В моделировании также широкое распространение получили экспертные компьютерные системы, исполняющие роль консультантов. В этих системах в памяти закладываются знания множества, причем банк экспертных данных постоянно пополняется. Машина обобщает эти знания и приводит в определенный логический порядок. ЭВМ анализирует введенную в нее задачу с позиций самых авторитетных знаний и выдает оптимальный ответ. В силу своих практически безграничных возможностей экспертные системы выводят на качественно новый уровень и исследование процесса жизнедеятельности всех элементов природы, техники и социума и управление ими.
В последнее время ученые многих стран разрабатывают методы нелинейного математического моделирования для изучения наиболее сложных и важных процессов возникновения и развития социально-политических, духовно-нравствен- ных и военных опасностей и угроз. Однако этот процесс идет медленно и противоречиво. Некоторые исследователи полагают, что математические вычисления вероятности социальных явлений и процессов невозможны. Другие, напротив, демонстрируют возможности изучения опасностей и угроз с помощью математических моделей и компьютерных систем.
Моделирование опасностей и угроз в перспективе, вне всякого сомнения, будет способствовать обеспечению более точной диагностики развивающихся в природе и обществе процессов, выявлению степени риска ЧС, повышению эффективности предпринимаемых превентивных мер по обеспечению комплексной безопасности, существенному снижению финансовых затрат на предотвращение стихийных бедствий, техногенных катастроф, социальных конфликтов, а также обусловленных ими человеческих жертв и материальных потерь.