Управление общественными чрезвычайными ситуациями
Наличие чрезвычайных ситуаций в обществе свидетельствует о невысоком уровне управляемости общественно-политическими процессами. Они вызревают постепенно по мере накопления неразрешенных противоречий в стране в целом или в отдельных регионах. Благоприятной средой для обострения ситуации является кризисное состояние общества. Для разрешения кризиса могут потребоваться чрезвычайные меры.
Чрезвычайные ситуации уменьшают ресурсный потенциал; вызывают дополнительные материальные затраты; угрожают существованию государственной системы, экономическому и социальному устройству.
Для предотвращения чрезвычайных ситуаций в общественной жизни государство выявляет наиболее вероятные угрозы национальной безопасности; обеспечивает устойчивое функционирование объектов, гарантирующих безопасность; образует специальные органы управления государственной безопасностью; разрабатывает количественные (пороговые) параметры безопасности. Первостепенное внимание уделяется экономической и военной безопасности.
Министерство экономического развития и торговли РФ ежегодно предоставляет федеральным органам исполнительной власти прогнозы социально-экономического развития страны, пороговые и качественные параметры критериев экономической безопасности. Федеральные органы исполнительной власти организуют мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение угроз, ведут исследования по поиску оптимальных путей их преодоления, создают систему обеспечения безопасности.
Критериями безопасности являются способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, состояние импорта, уровень внутреннего и внешнего долга и возможности его погашения и другие параметры.
Перечень мер по предотвращению угроз экономической безопасности определен постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569. Он включает следующее.
1. Сокращение имущественной дифференциации населения в целях обеспечения относительного баланса социальных интересов.
2. Предотвращение дальнейшего деформирования структуры экономики.
3. Предотвращение возрастания неравномерности социально-экономического развития регионов.
4. Выявление и устранение причин, приводящих к криминализации общества и хозяйственной деятельности.
Чрезвычайные ситуации возможны в масштабе страны, регионов, отрасли или сферы деятельности. Меры по выходу из чрезвычайной ситуации принимаются в зависимости от ее сложности, продолжительности, территориального охвата как федеральными, так и региональными органами власти.
Наиболее радикальным способом выхода из чрезвычайной ситуации является введение чрезвычайного положения.
Чрезвычайное положение вводится в целях скорейшей нормализации обстановки, исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя как временная мера.
На территории, где введено чрезвычайное положение, могут применяться особые формы управления с наделением органов управления чрезвычайными полномочиями, формироваться специальные временные органы с передачей им распорядительных и исполнительных полномочий государственной власти.
Чрезвычайное положение обеспечивается особым режимом работы предприятий, учреждений, допускающим ограничение прав и свобод граждан, в том числе на передвижение, и прав юридических лиц, возложение на них дополнительных обязанностей, усиление охраны порядка и объектов, запрещение массовых мероприятий, проверку документов и т.д.
Чрезвычайное положение обычно становится основанием для введения чрезвычайного бюджета. В этом случае расходование средств производится в режиме секвестра. Чрезвычайный режим расходования вводится и в случае, если дефицит бюджета не покрывается размещением государственных ценных бумаг.
Для преодоления чрезвычайной ситуации вводится также прямое президентское правление. При этом Президент РФ и Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами осуществляют свои полномочия по обеспечению на территории законности и правопорядка, функционирования экономики и социальной сферы с использованием временной системы органов исполнительной власти.
При чрезвычайной экономической ситуации принимаются особые меры в сфере производства, распределения, финансов, цен. В комплексе они обеспечивают режим национальной мобилизации. Основные цели чрезвычайных экономических мер - создание наилучших условий для развития реального сектора экономики, изменение народнохозяйственных пропорций в пользу фонда накопления. Этому способствуют введение регулирования доходов; ограничение обращения и конвертируемости иностранных валют; целевая эмиссия, направленная на инвестиции; жесткая экономия бюджетных средств, вплоть до нормированного потребления по карточной системе; замораживание тарифов на электроэнергию, коммунальные услуги, перевозки. Инвентаризируются товарные и финансовые потоки, резервы оптовых складов, хранилищ зерна, нефти и другого сырья.
Органы власти в регионах принимают чрезвычайные меры и программы, юридически оформляя их в виде местных законов и нормативных актов, проводят фискальные проверки, при необходимости лишают лицензий и др. После преодоления чрезвычайной ситуации государственный контроль постепенно ослабевает и восстанавливается нормальная жизнь, иначе стране грозит банкротство.