Управление имущественным комплексом в г. Москве

В управлении недвижимым имуществом принимают участие различные отраслевые органы и организации, координация работы которых осуществляется Правительством Москвы (схема 18.4).

В компетенцию органов исполнительной власти по регулированию имущественных отношений входят:

o управление и распоряжение объектами недвижимости, их реконструкция, реставрация и строительство, изыскание необходимых инвестиций;

o предоставление объектов недвижимости, находящихся в собственности города, в аренду федеральным органам власти, дипломатическим представительствам иностранных государств;

o передача осуществления части своих полномочий отраслевым органам управления, администрациям территориальных единиц города, государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям (как правило, на правах оперативного управления или хозяйственного ведения);

o установление порядка и условий передачи собственности города, порядка регистрации соответствующих прав;

o установление ставки арендной платы на арендуемое государственное и муниципальное недвижимое имущество г. Москвы и других земельных платежей;

o зонирование территории города;

o составление и ведение земельного кадастра города;

o составление градостроительных планов развития города;

o осуществление контроля за использованием и охраной земель и др.

Основные функции по управлению городской недвижимостью сосредоточены в имущественно-земельном комплексе, с созданием которого начато формирование необходимой организационной и правовой базы для совершения сделок с отдельно стоящими зданиями, строениями и сооружениями одновременно с правами аренды неразрывно связанных с ними земельных участков (схема 18.5).

Схема 18.4. Государственные органы управления недвижимостью в г. Москве

Схема 18.5. Структура имущественно-земельного комплекса г. Москвы

Органы исполнительной власти, входящие в состав имущественного комплекса, осуществляют:

o управление имуществом города, включая земельные участки и нежилые помещения;

o участие в пополнении городского бюджета;

o обеспечение эффективного использования имущества, включая земельные участки и иные объекты недвижимости;

o организацию взаимодействия и согласованной деятельности органов Правительства Москвы по инвентаризации государственной собственности на территории города и ее разграничении на федеральную и городскую, государственную и муниципальную;

o разработку и реализацию Программы приватизации объектов, находящихся в собственности г. Москвы;

o разработку проектов и иных нормативных актов в части приватизации, управления имуществом, деятельности приватизированных предприятий и иных хозяйствующих субъектов, развитие рыночных отношений;

o принятие решений о создании, реорганизации и управлении имуществом унитарных предприятий, подбор и заключение контрактов с директорами предприятий, находящихся в собственности г. Москвы;

o организация взаимодействия органов Правительства Москвы с субъектами рыночной инфраструктуры (коммерческими банками, биржами, страховыми обществами и пр.) в вопросах, касающихся имущественно-земельного комплекса г. Москвы.

Государственная городская инспекция выполняет следующие функции:

o осуществление государственного контроля за использованием объектов недвижимости в соответствии с их целевым назначением собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами и субарендаторами независимо от их ведомственной подчиненности;

o контроль за сохранением социально-бытовой структуры города, выявление фактов нарушения организациями, предприятиями и учреждениями условий договоров (контрактов) по использованию объектов недвижимости;

o организация проверок с целью выявления незаконного использования объектов недвижимости;

o осуществление постоянного контроля за выполнением собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами своих обязательств перед государством, внесением налоговых, арендных и иных платежей в бюджет города;

o участие в работе государственных городских комиссий по вопросам учета, управления, распоряжения и использования городской собственности;

o участие в подготовке нормативных и законодательных актов в области учета, управления, распоряжения, использования и контроля за использованием городской собственности;

o осуществление государственного контроля за соблюдением государственными органами и должностными лицами законодательства, устанавливающего порядок учета, управления и распоряжения городской собственностью, передачи ее в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду и субаренду юридическим и физическим лицам;

o осуществление контроля за выполнением государственными организациями и должностными лицами обязанностей по взиманию арендной платы с арендаторов;

o предоставление в Правительство Москвы информации о состоянии учета, управления, распоряжения и использования объектов недвижимости.

Для предварительного оперативного рассмотрения вопросов земельных и имущественных отношений, градостроительного регулирования и организации контроля за проведением конкурсов по продаже прав на объекты недвижимости создана Комиссия по земельным отношениям и градостроительству.

В нее входят руководители всех муниципальных ведомств, ответственных за использование земли, недвижимого имущества и градостроительную политику. Комиссия имеет исключительное право:

o бронировать земельные участки или иные объекты недвижимости с включением их в Реестр конкурсных объектов;

o давать поручения любому органу Правительства Москвы с целью обеспечения безусловного выполнения графика проведения конкурсов и осуществлять контроль за сроками их исполнения;

o утверждать стартовые цены на объекты недвижимости, выставляемые на конкурс (первичный рынок);

o принимать решение о предоставлении права победителю конкурса произвести оплату в рассрочку;

o рассматривать все возникающие разногласия и принимать по ним окончательные решения.

Комиссия имеет право привлекать независимых экспертов или независимые фирмы для оценки коммерческой ценности конкурсных объектов и определения стартовой цены, давать поручения по подготовке перечня конкурсных объектов, заключению договоров со средствами массовой информации об освещении проводимых конкурсов, принимать решения по форме проведения (открытые или закрытые конкурсы, торги, аукционы), по форме оплаты (в рублях или в валюте и т.п.).

Комиссия имеет необходимые рабочие органы и регламент.