Учет риска при принятии государственных решений

Поскольку принятие решений является неотъемлемой частью государственного управления, управление рисками сопровождает данный процесс и в формировании политики, и в анализе государственных расходов, и в планировании и управлении программами, и в управлении службами и проектами.

В определенной степени во всех этих процедурах принятия решений используются аналитические инструменты: оценка инвестиций и оценка регулирующего воздействия. В большинстве руководств по принятию государственных решений упоминается о рисках. Некоторые министерства и ведомства уже внедрили оценку риска в процесс планирования. Однако практика различна, и фактор риска не всегда достаточно учитывается с начальных этапов разработки стратегических вариантов политики и принятия политических решений.

Тем не менее в основном риск по-прежнему воспринимается как отдельная проблема. В проектах управления переменами, при анализе инвестиций и обосновании проектов и программ учет рисков осуществляется лишь время от времени, а в области политики часто не носит систематического характера, а порой и не упоминается.

Для учета риска при принятии государственных решений необходимы:

• раннее выявление и оценка рисков на этапах выбора стратегических вариантов и разработки политики;

• более широкая сфера оценки риска, включающая в себя восприятие риска обществом и мнение заинтересованных сторон;

• стабильность внешней обстановки и политический риск наряду с рисками, более поддающимися количественному выражению (финансовыми и экономическими), и наличие актуальной информации;

• постоянная переоценка риска и возможностей.

Созданию системы оценки риска в принятии государственных решений могут помешать следующие барьеры, которые необходимо преодолеть:

• отсутствие планирования: оценка риска неполная и неточная при отсутствии готовой информации и невозможности предвидеть, какие проблемы могут возникнуть;

• ограниченность ресурсов;

• недостаток высококачественной актуальной информации;

• недостаток у ведомства квалифицированных кадров, опыта и инструментария;

• трудность точной оценки рисков и возможностей и достижения разумного баланса между ними, а также взвешивания, к примеру, финансовых и других видов рисков;

• боязнь неудачи, препятствующая инновациям;

• в некоторых случаях — политический дискомфорт в связи с необходимостью открытого признания риска.

Многие из этих факторов, действуя в сочетании, приводят к отсутствию достаточного спроса на оценку риска.

Наличие нужной информации в нужное время обеспечивается тем, что анализ риска становится обязательной частью существующих процессов планирования и принятия рабочих решений. Подобная практика уже распространена в таких странах, как Германия и Франция, где руководители государственных служб должны включать компонент риск-менеджмента в стратегическое и операционное планирование, использовать активный подход и соответствующим образом формировать организационную культуру.

Как часть деятельности по усилению ориентированности французского и немецкого правительства на результаты, Комиссия государственных служб разрабатывает концептуальную основу планирования, в которую входят стратегии, возможности и управление рисками.

С помощью формирования политики государство транслирует свое политическое видение и приоритеты в программы и действия, призванные привести к конкретным результатам. Когда вопросы риска не рассматриваются явным образом при формировании политики и принятии решений, могут возникнуть серьезные проблемы, негативное воздействие которых испытает на себе население, а возможности принять риск и получить высокую отдачу будут упущены из-за неуверенности в способность государства справиться с возможными угрозами. Однако во многих областях в настоящее время отсутствует формальное и обязательное требование анализа рисков. Некоторые приоритетные направления политики реализуются без необходимого учета рисков, что часто приводит к чрезмерным затратам.

Систематический подход к формированию политики помогает значительно снизить уровень неудач, которых можно избежать. Поэтому в процесс формирования политики целесообразно включать относительно широкий и соответствующий уровню политики анализ риска, чтобы адекватно рассмотреть все аспекты политических предложений, прежде чем они станут основой для действий.

Государственные ведомства, ответственные за проведение реформы государственных служб, должны одновременно отвечать за улучшение реализации проектов и качества оказываемых услуг. Они сделают значительный шаг вперед в этом направлении, систематически поддерживая ведомства в осуществлении адекватного планирования, прежде чем о новой политике будет широко объявлено.

В оценке рисков при принятии государственных решений важнейшую роль может сыграть экспертная оценка, в основе которой должно лежать конкретное и полное определение имеющихся рисков и возможностей в связи с реализацией той или иной политики с учетом, при необходимости, мнения всех заинтересованных сторон. Сюда обязательно входят выявление рисков/опасностей, оценка рисков и суждение о них на основе эмпирических данных и общественного контекста, а также разработка различных вариантов управления рисками (смягчение воздействия и альтернативные планы).

При этом в качестве экспертов могут выступать представители различных дисциплин, включая политиков, экспертов по рискам, финансовых специалистов, аудиторов, а также непосредственных исполнителей, работающих в сфере государственных услуг.

Выводы

1. Управление рисками представляет собой деятельность, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

2. Управление рисками включает в себя разработку политики в данной области, анализ рисковой ситуации, поиск альтернативных вариантов решения и выбор наиболее приемлемого из них, определение доступных путей и средств минимизации риска, подготовку и планирование мер по нейтрализации, компенсации ожидаемых негативных последствий решений.

3. Управление рисками организации представляет собой непрерывный процесс, охватывающий всю организацию; осуществляется ее сотрудниками на всех уровнях; используется при разработке и формировании стратегии; применяется во всей организации, на каждом ее уровне и в каждом подразделении и включает в себя анализ портфеля рисков на уровне организации; нацелено на определение событий, которые могут влиять на организацию и управление рисками таким образом, чтобы они не превышали готовности организации идти на риск (риск-аппетит); дает руководству и совету директоров организации разумную гарантию достижения целей.

4. При принятии государственных решений для учета риска необходимы: раннее выявление и оценка рисков на этапах выбора стратегических вариантов и разработки политики; оценка риска, включающая в себя восприятие риска обществом и мнение заинтересованных сторон; стабильность внешней обстановки и политический риск наряду с рисками, более поддающимися количественному выражению (финансовыми и экономическими), и наличие актуальной информации; постоянная переоценка риска и возможностей.