Учет региональных особенностей

Региональное законодательство определяет не только ставки транспортного налога, но и льготы по нему. Один и тот же транспорт в одном субъекте может вообще не облагаться налогом, в другом он будет взиматься но максимуму. В этих условиях компании выгодно отыскать именно тот регион, где в соответствии с видом ее деятельности и характеристиками машин налог будет минимальным или нулевым. При большом количестве транспорта это может быть экономически оправданным.

Так, несколько регионов Российской Федерации дифференцировали ставки налога в зависимости от тех или иных объективных характеристик автомобиля. Например, в Приморском крае, Сахалинской и Иркутской областях указано, что льгота предоставляется в зависимости от возраста машины: чем старше автомобиль, тем меньше ставка транспортного налога. В Приморском крае такая норма введена по легковым и грузовым автомобилям, а в Сахалинской и Иркутской областях – только по легковым.

Во многих субъектах России от уплаты транспортного налога освобождены общественные организации инвалидов. Кроме того, в регионах очень популярны льготы в зависимости от вида деятельности налогоплательщика. Большинство регионов освободили от уплаты налога сельхозпроизводителей. В Красноярском крае – изготовителей оборудования для инвалидов, а в Липецкой– тракторные производства. В Московской области налог в половинном размере платят производители детского питания. В Тюменской области освобождены от уплаты налога производители пива и слабоалкогольных напитков, а также оборудования и комплектующих для нефтедобычи.

Многие субъекты дали льготу компаниям, занимающимся общественными пассажироперевозками. В Ханты-Мансийском автономном округе и Татарстане даны льготы лизинговым компаниям. Многие российские регионы с помощью освобождения от транспортного налога пытаются стимулировать инвесторов. Подобные нормы включены в законы Саратовской, Ярославской, Вологодской, Новгородской, Курганской и Кировской областей, а также Хакассии, Адыгеи и Еврейской автономной области. Но использование этой льготы часто ограничено необходимостью заключения инвестиционного договора с правительством региона.

Регионы часто предусматривают также льготы не по налогоплательщику в целом, а только в отношении отдельных видов транспортных средств. Если компания использует такие виды транспорта, ей выгоднее зарегистрировать технику в одном из следующих субъектов или арендовать машины в таких областях. Таким образом, компания, выбирая место регистрации автотранспорта, может выбрать регион, где будут предоставлены налоговые льготы по транспортному налогу, и тем самым сможет существенно снизить налоговую нагрузку на предприятие.

Рассмотренные нами схемы оптимизации налоговых платежей действительно позволяют снижать налоговое бремя хозяйствующих субъектов, и многие организации успешно применяют их па практике. В то же время налогоплательщикам необходимо учесть и риски признания, необоснованной налоговой выгоды, вытекающей из этих схем. Налогоплательщикам нужно хорошо подумать, стоит ли применять рискованные схемы оптимизации, каждый этап которой хорошо известен налоговым органам.