Участие прокурора в пересмотре в порядке надзора судебных постановлений по гражданских делам
Федеральным законом от 09.12.2010 № 353-ФЗ, в полном объеме вступившим в силу с 1 января 2012 г., концептуально изменена процедура пересмотра судебных постановлений по гражданским делам. Уже сформировавшаяся правоприменительная практика, придавшая стадии пересмотра судебных постановлений в порядке надзора исключительный характер и фактически исключившая суд надзорной инстанции из судопроизводства, получила нормативное закрепление.
В соответствии со ст. 391.1 ГПК правом принесения надзорного представления о пересмотре судебного постановления, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, обладают только Генпрокурор РФ и его заместители.
Надзорное представление прокурора – это акт реагирования Генпрокурора РФ (его заместителя) на вступившее в законную силу судебное постановление, вносимый в Президиум ВС РФ в целях отмены (полностью или в части) или изменения данного судебного постановления.
В Президиуме ВС РФ могут быть пересмотрены:
1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;
2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;
3) вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
4) определения Апелляционной коллегии ВС РФ;
5) определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;
6) определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в кассационном порядке.
Так же как и надзорные жалобы, надзорные представления на судебные постановления могут быть принесены в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу (ст. 391.2 ГПК).
Судебное постановление может быть отменено или изменено в порядке надзора только в том случае, если оно нарушает: 1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ; 2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; 3) единообразие в толковании и применении судами норм права (ст. 391.9 ГПК).
В надзорном представлении может быть поставлен вопрос о приостановлении исполнения соответствующего решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции (ст. 391.5 ГПК).
Согласно ст. 391.12 ГПК Президиум ВС РФ, рассмотрев надзорную жалобу или надзорное представление с делом вправе: 1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения; 2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей; 3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу; 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений; 5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права; 6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 ГПК (надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным ст. 391.3 ГПК, или поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции; пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорным жалобе, представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока; поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления; надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ст. 391.1 ГПК).
При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум ВС РФ не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются. Он также не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Указания Президиума ВС РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.