Ценовые показатели макроэкономики
Наряду с количественными индикаторами состояния дел в реальном секторе экономики макроэкономисты используют ценовые измерители, показывающие динамику цен отдельных отраслей, секторов и экономики в целом на протяжении месяца, квартала или года. Ценовые показатели важны, поскольку они характеризуют изменение уровня жизни, благосостояния людей и служат основой для разработки программ индексации заработной платы, пособий, пенсий и прочих выплат.
Индексы цен
Индексы цен рассчитываются как изменения _ цен определенной группы товаров, взвешенных по объемам производства. Здесь применяются два вида статистических индексов. В индексе по типу Пааше1 в качестве весов берутся объемы выпуска текущего периода; в индексе по типу Ласпейреса — объемы выпуска базового периода.
Дефлятор ВВП показывает, каким образом изменились цены товаров и услуг, входящих в подсчет ВВП, в текущем периоде по сравнению с базовым (или предыдущим).
Дефлятор ВВП рассчитывает по методу Пааше следующим образом:
где Vnom — номинальный ВВП в текущем периоде; Угса| — реальный ВВП в текущем периоде; р( — текущие цены; р0 — базовые цены; qt—текущие объемы выпуска.
Как любой индекс, дефлятор может измеряться в долях или в процентах. Если дефлятор больше единицы (больше 100%), это означает, что уровень цен за текущий период вырос по сравнению с базовым. Если дефлятор меньше единицы (меньше 100%), это означает падение цен в текущем периоде по сравнению с базовым.
Индекс потребительских цен (ИПЦ, или CPI — consumer price index) характеризует изменение цен по кругу потребительских товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину типичного домохозяйства данной страны. Индекс потребительских цен равен
где р1 — текущие цены; q0 — базовые объемы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину; р0 — базовые цены.
ИПЦ рассчитывается по методике Ласпейреса, где в качестве весов выступают количественные показатели базового периода.
В качестве примера значений данного индекса можно привести гистограмму, представленную на рис. 2.4 и оценивающую ИПЦ для хлебобулочных изделий и круп некоторых стран ЕС и России.
Что входит в потребительскую корзину? Как правило, товары и услуги, которые статистические службы включают в потребительскую корзину в той или иной стране, отражают типичный профиль покупок среднего домохозяйства. Например, некоторые элементы потребительской корзины в России представлены в табл. 2.5.
Обычно в потребительскую корзину входят 300—400 наименований изделий, наборы могут различаться от периода к периоду и от страны к стране. Кроме того, в каждом регионе внутри страны
Рис. 2.4. Индексы потребительских цен на хлебобулочные изделия и крупы в Российской Федерации и отдельных странах ЕС в сентябре 2008 г., % к декабрю 2007 г.
Таблица 2.5. Некоторые элементы потребительской корзины в России
1. Продукты питания
Наименование |
Единица измерения |
Объем потребления (в среднем на одного человека в год) |
||
трудоспособное население |
пенсионеры |
дети |
||
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) |
кг |
133,7 |
103,7 |
84,0 |
Картофель |
кг |
107,6 |
80,0 |
107,4 |
Овощи и бахчевые |
кг |
97,0 |
92,0 |
108,7 |
Фрукты свежие |
кг |
23,0 |
22.0 |
51,9 |
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар |
кг |
22,2 |
21,2 |
25,2 |
Мясопродукты |
кг |
37,2 |
31,5 |
33,7 |
Рыбопродукты |
кг |
16,0 |
15,0 |
14,0 |
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко |
кг |
238,2 |
218,9 |
325,2 |
Яйца |
шт. |
200,0 |
180,0 |
193,0 |
Масло растительное, маргарин и другие жиры |
кг |
13,8 |
11,0 |
10.0 |
Прочие продукты (соль, чай, специи) |
кг |
4,9 |
4,2 |
3,6 |
2. Непродовольственные товары
Наименование |
Единица измерения/срок износа |
Объем потребления (в среднем на одного человека в год) |
||
трудоспособное население |
пенсионеры |
дети |
||
Верхняя пальтовая группа |
шт./лет |
3/7,6 |
3/8,7 |
3/2,6 |
Верхняя костюмно-платьевая группа |
шт./лет |
8/4,2 |
8/5,0 |
11/2,0 |
Белье |
шт./лет |
9/2,4 |
10/2,9 |
11/1,8 |
Чулочно-носочные изделия |
пар/лет |
7/1,4 |
4/1,9 |
6/1,3 |
Головные уборы и галантерейные изделия |
шт./лет |
5/5,0 |
4/5,6 |
4/2,8 |
Обувь |
пар/лет |
6/3,2 |
6/3,5 |
7/1,8 |
Школьно-письменные товары |
шт./лет |
3/1,0 |
3/1,0 |
27/1,0 |
Постельное белье |
шт./лет |
14/7,0 |
14/7,0 |
14/7,0 |
Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения |
шт./лет |
19/10,5 |
19/10,5 |
19/10,5 |
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства |
процент от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц |
10 |
15 |
12 |
3. Услуги
Наименование |
Единица измерения/срок износа |
Объем потребления (в среднем на одного человека в год) |
||
трудоспособное население |
пенсионеры |
дети |
||
Жилье |
кв. м общей площади |
18 |
18 |
18 |
Центральное отопление |
Гкал/год |
6,7 |
6,7 |
6,7 |
Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение |
л/сутки |
285 |
285 |
285 |
Газоснабжение |
куб. м/месяц |
10 |
10 |
10 |
Электроэнергия |
кВт-ч/месяц |
50 |
50 |
50 |
Транспортные услуги |
поездки/год |
619 |
150 |
396 |
Услуги культуры |
процент от общей величины расходов на услуги в месяц |
5 |
5 |
5 |
Другие виды услуг |
Тоже |
15 |
15 |
15 |
также могут вноситься дополнения и изменения в потребительскую корзину в зависимости от традиций потребления.
Сравнение дефлятора ВВП и индекса потребительских цен. Какой индекс следует предпочесть, когда мы хотим измерить уровень жизни в стране?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Необходимо проанализировать достоинства и ограничения каждого индекса, чтобы понимать сферу его применимости.
Дефлятор ВВП включает набор товаров и услуг как потребительского, так и производственного характера, в то время как ИПЦ — только потребительские товары. Если, например, цена вооружения или средств производства возросла, то дефлятор отразит это изменение, а ИПЦ — нет.
Дефлятор ВВП оценивает динамику цен только товаров и услуг, произведенных на территории страны. ИПЦ может включать цены импортируемых товаров, если они составляют типичные покупки граждан страны. Поэтому при росте цен на импорт дефлятор не изменится, а ИПЦ может увеличиться.
При подсчете дефлятора используют объемы текущего периода, а при подсчете ИПЦ — объемы базового периода. Это также вносит определенные искажения в динамику цен, даже если речь идет об одном и том же товаре. Когда цена какого-либо товара возрастает, потребитель стремится заменить подорожавший продукт относительно более дешевым субститутом (эффект замены), так что структура его потребительской корзины немного изменяется. Индекс потребительских цен трактует ситуацию таким образом, как будто эффекта замены не происходит. Поэтому при росте цены ИПЦ может переоценивать темпы инфляции, а при падении цены — недооценивать. Дефлятор ВВП, наоборот, принимает во внимание только структуру текущего периода, когда эффект замены уже произошел, и игнорирует базовые объемы покупок. Следовательно, для одного и того же круга товаров при росте цены дефлятор будет недооценивать темпы инфляции, а при падении цены — переоценивать.
С другой стороны, в текущем периоде могут быть произведены новые товары и услуги, которых не было в базовом периоде. Или качество товара может значительно улучшиться. Эти изменения будут отражены в дефляторе, но не в индексе потребительских цен.
Индекс цен производителей. Индексы цен нужны, прежде всего, для того, чтобы оценивать изменение уровня жизни и благосостояния людей. Поэтому такой интерес представляют цены конечных продуктов, приобретаемых домашними хозяйствами. Но было замечено, что цены конечных товаров и услуг часто изменяются не сами по себе, а под действием роста или падения издержек производства, цен факторов производства, используемых при изготовлении этих товаров и услуг. Зная динамику цен производителей, можно прогнозировать динамику цен потребителей.
Индекс цен производителей (producers'price index — PPI) рассчитывается по методу Ласпейреса, где в качестве элементов набора выступают промежуточные изделия: сырье и материалы, прочие факторы производства:
где /рр, — индекс цен производителей; р1 — текущие цены; д0 — базовые объемы промежуточной продукции, сырья и материалов; р0 — базовые цены.
Графики различных индексов цен для России в качестве примера представлены на рис. 2.5.