Ценообразование на рынке олигополии
Конъюнктура рынка кардинально меняется, когда на нем не много, а только несколько продавцов. Специфическим фактором ценообразования на олигопольном рынке является то, что при выборе сочетания Р, Q продавец наряду с эластичностью спроса и динамикой затрат на производство принимает во внимание возможную реакцию своих конкурентов. Когда продавцов много, тогда у каждого из них нет практической возможности предвидеть ответные действия его конкурентов на свои решения; при небольшом числе продавцов такая возможность появляется. Это и лежит в основе разделения понятий много и несколько.
Прогнозируя ответную реакцию конкурентов на свои решения относительно выпуска и цены, фирма-олигополист учитывает, что действия его конкурентов, в свою очередь, обусловлены их ожиданиями относительно его поведения на рынке. Поэтому равновесие на рынке олигополии устанавливается в результате стратегических (взаимозависимых) решений конкурентов.
На рынке олигополии могут продаваться как гомогенные, так и гетерогенные товары. Как необходимость принятия стратегических решений отражается на формировании цены товара, рассмотрим на примере продажи гомогенного блага на рынке дуополии – олигополии с двумя продавцами.
Пусть отраслевой спрос соответствует функции ; предлагают товар две максимизирующие прибыль фирмы с функциями общих затрат и ; . Прибыль 1-й фирмы равна
Она достигает максимума при . Поэтому для получения максимальной прибыли 1-я фирма должна определять свой объем предложения по формуле
Это уравнение называется уравнением реакции 1-й фирмы, так как оно показывает, каким должен быть ее выпуск при любом объеме выпуска конкурента.
На основе аналогичных рассуждений выводится уравнение реакции 2-й фирмы:
Наглядно линии реакции дуополистов показаны на рис. 5.12.
Рис. 5.12. Установление равновесия Нэша
Допустим, 1-я фирма полагает, что ее конкурент намерен предлагать q2l и по своей линии реакции определяет свой выпуск, равный q11. Но при таком выпуске 1-й фирмы 2-я фирма будет предлагать q22. В ответ на это 1-й фирме придется увеличить свой выпуск до q12 единиц. Тогда в соответствии со своей линией реакции 2-я фирма перейдет к выпуску q23. И только при объемах , фирмы больше не захотят их менять. Подставив эти выпуски в функцию отраслевого спроса, найдем цену равновесия.
Специфика равновесия на рынке олигополии состоит в том, что ни одному конкуренту невыгодно менять свое поведение, пока поведение других конкурентов остается неизменным. Такое состояние называется равновесием Нэша[1].
Пример 5.5
Отраслевой спрос на товар отображается функцией QD = 30 – 0,1Р, а затраты на производство – ТС = 60 Q. Если предложение в отрасли монополизировано, то максимум прибыли монополист получит при РM = 180; QM = 12; π = 180 – 12 – 60 • 12 = 1440.
Разделим монополию на две одинаковые самостоятельные фирмы так, что q1 = q2 = 6. При тех же затратах и монопольной цене каждая фирма будет получать по 720 прибыли. Но теперь одна из фирм может повысить свою прибыль за счет увеличения выпуска. Так, если q1 = 7, a q2 = 6, то Р = 170; в результате π1 = 770, а π2 = 660. В ответ на это 2-я фирма гоже может увеличить выпуск до 7; тогда Р = 160; π1 = π2 = 700. Последствия продолжения такого соперничества представлены в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Установление равновесия Нэша
Шаг |
q1 |
q2 |
Р |
π1 |
π2 |
1-й |
6 |
6 |
180 |
720 |
720 |
2-й |
7 |
6 |
170 |
770 |
660 |
3-й |
7 |
7 |
160 |
700 |
700 |
4-й |
8 |
7 |
150 |
720 |
630 |
5-й |
8 |
8 |
140 |
640 |
640 |
6-й |
9 |
8 |
130 |
630 |
560 |
Обратим внимание на то, что 6-й шаг никто делать не будет, так как это сопровождается абсолютным сокращением их прибыли у любой фирмы, т.е. при цене Р = 140 устанавливается равновесие Нэша.
Если бы фирмы договорились не увеличивать выпуск, то предотвратили бы снижение прибыли. Однако сговор о ценах и выпуске (картельное соглашение) попадает под антимонопольное законодательство. Кроме того, каждая из фирм должна опасаться нарушения соглашения конкурентом.
Чтобы понять, почему дуополисты в погоне за моментальной прибылью в конечном счете ухудшают свое положение, представим ситуацию, в которой они принимают решение об объеме выпуска, в виде табл. 5.2. Пары цифр в ее клетках
показывают объемы прибыли при соответствующем выпуске; первая цифра – прибыль 1-й фирмы, вторая – прибыль 2-й.
Таблица 5.2
Ожидаемые прибыли при увеличении выпуска с 6 до 7 ед.
Выпуск |
2-й фирмы |
||
6 |
7 |
||
1-й фирмы |
6 |
720; 720 |
660; 770 |
7 |
770; 660 |
700; 700 |
Очевидно, что 1-й фирме независимо того, какую стратегию выберет конкурент, лучше увеличить выпуск па единицу: 770 > 720 и 700 > 660. Вследствие симметричного положения обоих дуополистов для 2-й фирмы лучшей стратегией тоже является увеличение выпуска.
Положение конкурентов перед следующим шагом представлено в табл. 5.3.
Таблица 5.3
Ожидаемые прибыли при увеличении выпуска с 7 до 8 ед.
Выпуск |
2-й фирмы |
||
7 |
8 |
||
1-й фирмы |
7 |
700; 700 |
630; 720 |
8 |
720; 630 |
640; 640 |
И здесь доминирующей стратегией для каждого дуополиста является увеличение выпуска. В результате на рынке установится равновесие, при котором каждая фирма по сравнению с исходным состоянием теряет 80 ден. ед. прибыли.