Ценообразование на рынке олигополии

Конъюнктура рынка кардинально меняется, когда на нем не много, а только несколько продавцов. Специфическим фактором ценообразования на олигопольном рынке является то, что при выборе сочетания Р, Q продавец наряду с эластичностью спроса и динамикой затрат на производство принимает во внимание возможную реакцию своих конкурентов. Когда продавцов много, тогда у каждого из них нет практической возможности предвидеть ответные действия его конкурентов на свои решения; при небольшом числе продавцов такая возможность появляется. Это и лежит в основе разделения понятий много и несколько.

Прогнозируя ответную реакцию конкурентов на свои решения относительно выпуска и цены, фирма-олигополист учитывает, что действия его конкурентов, в свою очередь, обусловлены их ожиданиями относительно его поведения на рынке. Поэтому равновесие на рынке олигополии устанавливается в результате стратегических (взаимозависимых) решений конкурентов.

На рынке олигополии могут продаваться как гомогенные, так и гетерогенные товары. Как необходимость принятия стратегических решений отражается на формировании цены товара, рассмотрим на примере продажи гомогенного блага на рынке дуополии – олигополии с двумя продавцами.

Пусть отраслевой спрос соответствует функции ; предлагают товар две максимизирующие прибыль фирмы с функциями общих затрат и ; . Прибыль 1-й фирмы равна

Она достигает максимума при . Поэтому для получения максимальной прибыли 1-я фирма должна определять свой объем предложения по формуле

Это уравнение называется уравнением реакции 1-й фирмы, так как оно показывает, каким должен быть ее выпуск при любом объеме выпуска конкурента.

На основе аналогичных рассуждений выводится уравнение реакции 2-й фирмы:

Наглядно линии реакции дуополистов показаны на рис. 5.12.

Рис. 5.12. Установление равновесия Нэша

Допустим, 1-я фирма полагает, что ее конкурент намерен предлагать q2l и по своей линии реакции определяет свой выпуск, равный q11. Но при таком выпуске 1-й фирмы 2-я фирма будет предлагать q22. В ответ на это 1-й фирме придется увеличить свой выпуск до q12 единиц. Тогда в соответствии со своей линией реакции 2-я фирма перейдет к выпуску q23. И только при объемах , фирмы больше не захотят их менять. Подставив эти выпуски в функцию отраслевого спроса, найдем цену равновесия.

Специфика равновесия на рынке олигополии состоит в том, что ни одному конкуренту невыгодно менять свое поведение, пока поведение других конкурентов остается неизменным. Такое состояние называется равновесием Нэша[1].

Пример 5.5

Отраслевой спрос на товар отображается функцией QD = 30 – 0,1Р, а затраты на производство – ТС = 60 Q. Если предложение в отрасли монополизировано, то максимум прибыли монополист получит при РM = 180; QM = 12; π = 180 – 12 – 60 • 12 = 1440.

Разделим монополию на две одинаковые самостоятельные фирмы так, что q1 = q2 = 6. При тех же затратах и монопольной цене каждая фирма будет получать по 720 прибыли. Но теперь одна из фирм может повысить свою прибыль за счет увеличения выпуска. Так, если q1 = 7, a q2 = 6, то Р = 170; в результате π1 = 770, а π2 = 660. В ответ на это 2-я фирма гоже может увеличить выпуск до 7; тогда Р = 160; π1 = π2 = 700. Последствия продолжения такого соперничества представлены в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Установление равновесия Нэша

Шаг

q1

q2

Р

π1

π2

1-й

6

6

180

720

720

2-й

7

6

170

770

660

3-й

7

7

160

700

700

4-й

8

7

150

720

630

5-й

8

8

140

640

640

6-й

9

8

130

630

560

Обратим внимание на то, что 6-й шаг никто делать не будет, так как это сопровождается абсолютным сокращением их прибыли у любой фирмы, т.е. при цене Р = 140 устанавливается равновесие Нэша.

Если бы фирмы договорились не увеличивать выпуск, то предотвратили бы снижение прибыли. Однако сговор о ценах и выпуске (картельное соглашение) попадает под антимонопольное законодательство. Кроме того, каждая из фирм должна опасаться нарушения соглашения конкурентом.

Чтобы понять, почему дуополисты в погоне за моментальной прибылью в конечном счете ухудшают свое положение, представим ситуацию, в которой они принимают решение об объеме выпуска, в виде табл. 5.2. Пары цифр в ее клетках

показывают объемы прибыли при соответствующем выпуске; первая цифра – прибыль 1-й фирмы, вторая – прибыль 2-й.

Таблица 5.2

Ожидаемые прибыли при увеличении выпуска с 6 до 7 ед.

Выпуск

2-й фирмы

6

7

1-й фирмы

6

720; 720

660; 770

7

770; 660

700; 700

Очевидно, что 1-й фирме независимо того, какую стратегию выберет конкурент, лучше увеличить выпуск па единицу: 770 > 720 и 700 > 660. Вследствие симметричного положения обоих дуополистов для 2-й фирмы лучшей стратегией тоже является увеличение выпуска.

Положение конкурентов перед следующим шагом представлено в табл. 5.3.

Таблица 5.3

Ожидаемые прибыли при увеличении выпуска с 7 до 8 ед.

Выпуск

2-й фирмы

7

8

1-й фирмы

7

700; 700

630; 720

8

720; 630

640; 640

И здесь доминирующей стратегией для каждого дуополиста является увеличение выпуска. В результате на рынке установится равновесие, при котором каждая фирма по сравнению с исходным состоянием теряет 80 ден. ед. прибыли.