Ценообразование за лидером (рынок квазимонополии)
Рынком квазимонополии называется рынок с симметричным распределением информации, на котором товар предлагается многими фирмами, но одна из них существенно превосходит все другие по производственным мощностям и это позволяет ей удовлетворять большую часть рыночного спроса с более низкими, чем у конкурентов, затратами. Такая фирма объективно становится лидером среди продавцов, и она определяет, какая цена сложится на рынке, формально не попадая под антимонопольное законодательство. Все мелкие фирмы оказываются ценополучателями и вынуждены вести себя как на рынке совершенной конкуренции: максимизировать прибыль путем определения выпуска при заданной лидером цене. Это обстоятельство учитывает лидер при принятии решения о цене. Зная функции затрат мелких фирм, лидер может вывести их функции предложения по цене и определить достающуюся ему долю рыночного спроса. Для этого из всего рыночного спроса нужно вычесть совокупное предложение всех мелких фирм. По отношению к оставшейся части рыночного спроса лидер чувствует себя монополистом и устанавливает цену исходя из своих целей; при максимизации прибыли по точке Курно.
Пример 5.4
Рыночный спрос отображается функцией товар на нем продают 25 мелких фирм с одинаковой функцией общих затрат и одна крупная фирма с функцией общих затрат . Очевидно, что при выпуске двух и более единиц товара средние затраты лидера значительно ниже, чем у мелких фирм; поэтому последние вынуждены смириться со статусом фирмы – ценополучателя. Выведем функцию предложения по цене маленькой фирмы: '. Соответственно совместное предложение всех мелких фирм (аутсайдеров): Функцию спроса на продукцию лидера получаем, вычитая функцию совокупного предложения его конкурентов из функции рыночного спроса: . Ей соответствует функция предельной выручки i. Из равенства предельной выручки предельным затратам лидер определяет цену, максимизирующую его прибыль: . По такой цене купят 39 ед. товара, в том числе 25 ед. у лидера и 14 ед. у его конкурентов. Наглядно распределение рыночного спроса между лидером и аутсайдерами представлено на рис. 5.9. Если бы на этом рынке не было аутсайдеров, то цена возросла бы до 11 ден. ед., а объем продаж сократился до 27 ед.
Рис. 5.9. Ценообразование за лидером
Функция спроса, которую представляет себе лидер (Dl), получена в результате горизонтального вычитания кривой предложения аутсайдеров () из рыночного спроса (D). Когда Р> 12, тогда аутсайдеры могут полностью удовлетворить рыночный спрос; поэтому запретительная цена для лидера Р = 12. По мере ее снижения объем предложения аутсайдеров сокращается и все большая доля рынка достается лидеру.
Монополистическая конкуренция
На рынке монополистической конкуренции, как и на рынке совершенной конкуренции, много покупателей и много продавцов. Рынок также открыт для всех желающих участвовать в сделках, и все субъекты полностью информированы относительно условий сделок и качества товаров. Но объектом сделок является гетерогенное (нестандартное) благо. Например, на рынке мыла предлагается множество его разновидностей; аналогично обстоит дело с рынками сигарет, пива, кондитерских и многих других изделий.
Первым экономистом, создавшим модель ценообразования на таком рынке, был Э. Чемберлин[1]. Модель Чемберлина приобрела особую актуальность в последней четверти XX в., когда потребители все больше стали связывать свое благосостояние не только с объемом потребляемых благ, но и с их разнообразием. В 1977 г. американские экономисты Авинаш Диксит и Джозеф Стиглиц развили модель Чемберлина за счет включения в нее функции полезности[2]. Это позволило представить в явном виде зависимость благосостояния индивида от числа потребляемых разновидностей отдельного блага. В свою очередь, модель Диксита – Стиглица легла в основу новых моделей международной торговли[3], экономического роста[4] и экономической географии[5]. В данном учебнике ограничимся рассмотрением основных положений модели Чемберлина.
Возьмем в качестве примера рынок лимонада, на котором каждый продавец предлагает отличную от всех других разновидность этого напитка, выступая перед его покупателями монополистом. Поэтому рынок монополистической конкуренции предстает в виде множества кривых спроса с отрицательным наклоном (каждая фирма имеет определенную монопольную власть).
Так как потребители имеют специфические предпочтения, то одно и то же количество лимонада может продаваться по разным ценам. Для удобства построения модели допустим, что каждая фирма разливает свой продукт в различные по емкости бутылки так, что при одинаковой на все разновидности лимонада цене за бутылку рыночный спрос оказывается поделенным поровну между всеми продавцами. Тогда при отраслевом спросе ; где Q – количество бутылок разных размеров, спрос на товар отдельного продавца отображается функцией
где η – число продавцов; .
Легко заметить, что по мере увеличения числа продавцов кривая спроса на лимонад отдельного производителя поворачивается по часовой стрелке вокруг запретительной цены, указывая на уменьшение доли каждого производителя в рыночном спросе.
При небольшом числе продавцов на рассматриваемом рынке фирмы могут получать прибыль до тех пор, пока приход новых производителей лимонада не повернет линию спроса на каждую его разновидность на столько, что она станет касательной к кривой средних затрат фирмы, как показано на рис. 5.10.
Рис. 5.10. Цена и выпуск монополистического конкурента:
а – в коротком периоде; б – в длительном периоде
Таким образом, на рынке монополистической конкуренции, как и на рынке совершенной конкуренции, в длительном периоде цена равна средним затратам на производство, и фирмы не получают прибыль. Но в отличие от совершенного, монополистический конкурент в длительном периоде не будет производить продукцию с минимальными средними затратами. Из-за отрицательного наклона линия спроса касается кривой средних затрат слева от минимума последней. Это указывает на то, что в состоянии долгосрочного равновесия у монополистических конкурентов существуют избыточные производственные мощности и поэтому гетерогенные блага обходятся дороже, чем стандартные даже при одинаковой технологии их производства. Дополнительная плата за разнообразие представлена на рис. 5.10, б заштрихованным прямоугольником.
Вследствие того, что рынок монополистического конкурента стабилизируется при касании кривых спроса и средних затрат на его продукцию, конъюнктура этого рынка определяется спецификой затрат фирмы. Это выражает Вперед теорема: если спрос на продукцию монополистического конкурента отображается линейной функцией , а общие затраты на эту продукцию – функцией то в состоянии долгосрочного равновесия излишки потребителей равны половине постоянных затрат, а эластичность спроса по цене – отношению общих затрат к постоянным затратам. Докажем ее посредством рис. 5.11.
Рис. 5.11. Зависимость потребительского излишка и эластичности спроса от динамики средних затрат
Излишки потребителя на нем представляет площадь треугольника, , которая равна произведению на длину катета . Длина этого катета равна произведению hq0, а . В результате получаем: .
Определим теперь эластичностьспроса по цене. Так как в состоянии долгосрочного равновесия, то, а . Поэтому