Лекция 2. Воспитание и обучение на древнем востоке
Вставай на свое место! Книги уже лежат перел твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски.
Из древнеегипетского папируса
"Дома табличек" в Месопотамии
Государства междуречья Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.), возникшие ранее III тыс. до н.э. и сменявшие друг друга вплоть до 100-го г. н.э., имели достаточно жизнестойкую культуру и систему образования. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, найдены способы музыкальной записи, процветали различные искусства. Воссоздать историю культуры и образования того времени помогают клинописные глиняные таблички, найденные археологами в развалинах древних дворцов, храмов, библиотек. На табличках записаны анналы, летописи, законодательства, упражнения писцов, которые позволяют судить об идеях и практике образования цивилизаций Двуречья.
Идеи и практика семейно-общинного уклада обучения и воспитания господствовали на протяжении всей истории древних цивилизаций Двуречья. В Законах вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н.э.) подчеркнуто, что воспитание является родительским долгом. Как следует из "Законов", за подготовку сына к жизни и обучение его ремеслу ответственность нес прежде всего отец. Основным методом воспитания считалось подражание старшим. В дошедших до нас документах, например, содержится призыв главы семьи к сыну следовать благим образцам сородичей, друзей и мудрых людей.
Дома табличек
Важными очагами педагогической мысли и двигателями образования оказались возникшие в Месопотамии учебно-воспитательные центры. Они появились в городах в связи с потребностью хозяйства и культуры в грамотных людях – писцах. Подготовка писца рассматривалась как возможность оказаться на достаточно высокой ступени социальной лестницы. Вероятно, поначалу образовательную функцию хранителей культурных достижений брали на себя архивы и библиотеки, где находились глиняные таблички с клинописью. Известно, что в конце III тыс. до н.э. в Шумере работало не менее 10 писцовых школ. Примерно в это время возникает сеть домов табличек (по-шумерски – эдуббы). Название происходит от глиняных табличек, на которые наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к III тыс. до н.э. Так, таблички с методическими пособиями – словарями и хрестоматиями – изготовлены в Шумере в III тыс. до н.э. Они содержали поучения, наставления, назидания, выраженные в фольклорной форме, что должно было облегчить процесс обучения.
Эдуббы возникли, очевидно, в семьях писцов, затем – при храмах и дворцах. Вначале организованное обучение служило для подготовки писцов. Некоторые из "домов табличек" становились своеобразными научными и культурно-просветительскими центрами. Эдуббы впитали идеи и традиции патриархально-семейного, домашнего ремесленного воспитания и ученичества. Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учителем. Обычно ученики жили дома. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички-упражнения. В крупных "домах табличек" имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр. В таких учебных заведениях мог быть специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной. Обучение было платным. Размер платы зависел от авторитета учителя. Чтобы заручиться дополнительным вниманием педагога, родители делали ему подношения. Быт и учеба "дома табличек" напоминала жизнь большой семейной общины. Возглавлял эдуббу "отец-учитель"; остальные преподаватели именовались "братьями отца". Сами ученики делились на младших и старших "детей" эдуббы. Ученикам надлежало научиться профессионально изготовлять глиняные таблички, освоить систему клинописи. За годы учения они должны были изготовить полный комплект табличек с заданными текстами. Универсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание. Урок (мугубба) состоял в запоминании и копировании из табличек-моделей в таблички-упражнения. Необожженные таблички-упражнения корректировал преподаватель. В позднюю эпоху иногда выполняли упражнения типа диктантов. В основе методики обучения лежало, таким образом, простое, многократное повторение, механическое запоминание столбцов словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений. Зарождались и иные методы обучения: беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или однокашником, но и с воображаемым объектом. При этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали. Вот как преподаватель предлагал ученику вести беседу: "Я желаю спрашивать тебя, поэтому говори со мной. Я желаю говорить с тобой, поэтому отвечай мне. Если ты не будешь спрашивать меня, то я спрошу тебя. Если ты не будешь отвечать мне, то я спрошу: “Почему ты не отвечаешь мне?”..."
Процесс образования в "домах табличек" был сложным и трудоемким. Вначале школяра учили читать, писать и считать. Следовало запомнить множество клинописных знаков. Действовал принцип "от простого к сложному", когда ученики, начиная с прописей отдельных знаков, переходили к их сочетаниям и комбинациям. Постепенно ученик приступал к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретал запас практических знаний и умений, необходимых для расчета строительства различных сооружений, составления торговых, правовых и иных деловых документов. Обученный в "доме табличек" становился обладателем своего рода интегрированной профессии, получив совокупность различных знаний и умений.
В период расцвета древнего Вавилонского царства (первая половина II тыс. до н.э.) ведущую роль в деле образования выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях – зиккуратах, имели множество помещений для хранения табличек, научных и учебных занятий. Подобные комплексы именовались домами знаний. При отдельных эдуббах возникали крупные книгохранилища, например в городах Ниппур (II тыс. до н.э.). Фонды этих библиотек насчитывали десятки тысяч табличек.
К началу II тыс. до н.э образование становится достоянием не только знати и духовенства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев: на различных документах этого периода появляются подписи торговцев и ремесленников. Программа обучения во II тыс. до н.э. была преимущественно светской. Изучались два языка: аккадский и шумерский. К первой трети II тыс. до н.э. шумерский язык перестал быть средством общения и изучался как язык науки и культов. Аккадским термином "хурритский писец" обозначали "деревенщину", умевшего составлять лишь простые хозяйственные записи. Одновременно в ходу было понятие "шумерский писец", владевший всем богатством клинописи и способный воспроизводить сложные религиозные тексты. В зависимости от специализации будущие писцы приобретали знания в области грамматики, математики, астрономии и пр. Выпускник должен был знать арифметические действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников.
На новую ступень поднялось обучение в ассирийско- нововавилонскую эпоху (I тыс. до н.э.). Был изобретен менее сложный способ изготовления записей. Писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки. Распространяется обучение при библиотеках, где писцы занимались записями и сбором табличек на различные темы. Об объеме работы писцов свидетельствует библиотека в столице Ассирии – Ниневии (VI в. до н.э.), где найдено около 24 тыс. клинописных табличек. Эти документы свидетельствуют, что усложняется программа обучения. Преимущество получает специализация. В программу входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом, географией. Особое внимание уделялось обучению математике. Образованные люди были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней. На высоком уровне обучали врачеванию, в пособиях содержались сведения о диагнозе и способах лечения множества болезней. Медицина изучалась и как отрасль магико-религиозных культов. В этот период появились эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, религии, истории, математике.
О том, каким был школьный уклад и каким его видели, свидетельствуют таблички "Восславление искусства писцов", найденные на развалинах Ниневии. В них говорится: "Истинный писец не думает о хлебе насущном, а сосредоточен на своем труде. Прилежание выводит ученика на дорогу богатства и благополучия". Другой клинописный документ (II тыс. до н.э.) позволяет восстановить учебный день обучавшихся в эдуббе. Вот как об этом говорится:
– Школьник, куда ты ходишь ежедневно? – спрашивает учитель.
– Я хожу в школу, – отвечает ученик.
– Что ты там делаешь? – учитель.
– Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой и вижу своего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется. Когда я просыпаюсь утром, то вижу свою мать и говорю ей: "Скорей дай мне мой завтрак". Я иду в школу. В школе надзиратель спрашивает: "Почему ты опаздываешь?" Испуганный и с бьющимся сердцем вхожу я к учителю и кланяюсь ему почтительно", – ученик.