Цель Концепции
Обеспечение экономической безопасности РФ за счет совершенствования таможенного администрирования в условиях необходимости инфраструктурного развития приграничных субъектов и снижения транспортной нагрузки на крупные города РФ, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом.
Основные задачи Концепции
1. Совершенствование нормативной правовой основы организации таможенного оформления в приграничных субъектах РФ.
Решение данной задачи создаст правовую базу для развития необходимых транспортно-логистической и таможенной инфраструктур, осуществления таможенного оформления на современном уровне.
2. Развитие сотрудничества между ФТС России и таможенными администрациями иных государств в сфере применения Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли.
Решение указанной задачи позволит обеспечить комплексное управление международной цепью поставок товаров для достижения большей определенности и предсказуемости, совершенствовать системы таможенного оформления и таможенного контроля.
3. Совершенствование государственного контроля.
Решение указанной задачи обеспечит оптимальное размещение контрольных органов в приграничных субъектах РФ в интересах совершенствования системы государственного контроля.
4. Развитие таможенно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах за пределами крупных городов приграничных субъектов РФ.
Решение указанной задачи повысит эффективность системы движения товаров, сделает более доступными транспортно-логистические услуги с учетом осуществления таможенного оформления в приграничных субъектах РФ.
5. Развитие и совершенствование таможенной инфраструктуры.
Решение указанной задачи позволит реконструировать существующие и создать новые объекты для обеспечения эффективного функционирования таможенных органов.
6. Совершенствование системы таможенного оформления и таможенного контроля.
Функции таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу РФ, должны быть направлены на пропуск товаров и транспортных средств с минимальными временными затратами и исключать осуществление полного цикла таможенного оформления товаров.
Система управления рисками должна обеспечить таможенное оформление товаров, подпадающих под профили риска, в приграничных субъектах РФ.
Перенос основного акцента на контроль до ввоза товаров и после выпуска товаров.
Реализация задачи в целом позволит обеспечить повышение эффективности таможенного администрирования.
7. Совершенствование правоохранительной и антикоррупционной деятельности таможенной службы РФ.
Реализация указанной задачи позволит создать условия для повышения эффективности деятельности таможенных органов в приграничных субъектах РФ в борьбе с таможенными правонарушениями и коррупционными проявлениями.
8. Подготовка и переподготовка кадров (должностных лиц таможенных органов и специалистов в области таможенного дела).
Решение указанной задачи позволит создать кадровый потенциал для таможенных органов РФ, а также условия для обучения специалистов в области таможенного дела в приграничных субъектах РФ.
9. Развитие социальной сферы в интересах обеспечения эффективной работы таможенных органов в приграничных субъектах РФ.
Решение указанной задачи нацелено на развитие системы социального обеспечения должностных лиц таможенных органов.
Реализация Концепции предполагает два периода.
I период (2008–2010 гг.) – организация таможенного оформления в приграничных субъектах РФ. Планируется совершенствование нормативной правовой основы данного процесса, согласование Концепции с принятыми и разрабатываемыми стратегиями (концепциями, программами, планами) федеральных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества, создание объективных предпосылок для развития необходимой таможенно-логистической инфраструктуры. Первоочередная реализация положений Концепции будет осуществлена в Московском, Северо-Западном и Дальневосточном регионах, а также в отношении товаров, перемещаемых воздушным и морским транспортом.
II период (2011–2020 гг.) – осуществление таможенного оформления в приграничных субъектах РФ. Предполагается на базе развития и совершенствования таможенно-логистической инфраструктуры и транспортной инфраструктуры в условиях таможенного оформления в приграничных субъектах РФ оптимизировать системы таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых автомобильным транспортом (к 2014 г.) и железнодорожным транспортом (к 2020 г.).
Проводимые мероприятия по реализации Концепции не должны оказать негативного влияния на выполнение контрольных показателей деятельности ФТС России.
Реализация Концепции должна минимизировать риски дальнейшей интеграции Российской Федерации в мировую экономику с учетом обеспечения ее экономической безопасности, не повлечь ухудшения условий внешней торговли РФ, снижения конкурентоспособности ее экономики, нарушения общепринятых норм международного права и взятых Российской Федерацией на себя международных обязательств.
Финансовое обеспечение планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета и средств из других источников в соответствии с законодательством РФ.
В целях реализации основных положений Концепции разрабатываются межведомственный план мероприятий и ведомственные целевые программы ФТС России.
Очевидно, что приведенные мероприятия требуют немалых материальных затрат и четкой организации. Думается, что начало функционирования Таможенного союза несколько затруднит реализацию Концепции, поскольку между странами – участницами Таможенного союза пока еще не решены следующие принципиальные вопросы: о порядке и долях финансирования обустройства таможенной инфраструктуры на западной и южной границах Таможенного союза (внешние границы Белоруссии и Казахстана соответственно);
Рис. 4.3. Этапы формирования Таможенного союза
о подготовке высококвалифицированных кадров для осуществления таможенного оформления и таможенного контроля в пограничных таможнях Белоруссии и Казахстана.
Тем не менее обозначенные руководством ФТС России этапы формирования Таможенного союза не исключают реализацию Концепции не только для Российской Федерации, но и для Таможенного союза в целом (рис. 4.3).
Так, с 1 июля 2011 г. осуществлен перенос таможенного контроля за ввозимыми на таможенную территорию Таможенного союза товарами на его внешние границы.
В заключение главы, посвященной перспективам организации перемещения через таможенную границу товаров, приведем мнение ученого.
А. А. Долгополов, проводя исследование особенностей режимного административно-правового регулирования, отметил, что правовое регулирование общественных отношений во всем многообразии и многосубъектности не может быть осуществлено правовыми нормами только одной отрасли права[1]. Скорость и качество управления в определенных сферах (тем более в таможенном деле) снижаются за счет отсутствия в ведомствах унифицированных правил документооборота и обмена информацией[2].
Учитывая это можно с уверенностью сказать, что в ближайшем будущем эффективность административно-правового режима перемещения через таможенную границу товаров, обеспечивающего благоприятный для Российской Федерации товарооборот, будет напрямую зависеть от перехода таможенных операций в электронный документооборот и оптимизации соответствующих форм таможенного контроля.