Цели внешнеэкономической инновационной деятельности

Либерализация внешнеэкономических связей России существенно изменила роль и ответственность отечественных организаций и менеджеров при осуществлении ими инновационной деятельности. Это связано с тем, что они теперь имеют право самостоятельно в соответствии с действующим законодательством заниматься этим видом работ (за исключением особого вида деятельности, связанной с обороноспособностью страны) без какого-либо разрешения и регистрации как на территории РФ, привлекая иностранных партнеров, так и на пространстве других стран.

На данном этапе развития мирохозяйственных связей главной целью ВИД применительно к российской экономике является способствование социально-экономическому и научно-техническому развитию страны, ее конструктивной интеграции в мировую экономику. Реализация в России такой цели во многом позволит:

- создать возможности для экономического роста на приоритетных направлениях развития экономики и повышения материального благосостояния общества;

- улучшить положение российской экономики в международном разделении труда и увеличить долю отечественных конкурентоспособных товаров высокой степени переработки в мировой торговле на основе инновационности развития всего национального хозяйства и общества, повысив тем самым эффективность как ВЭД, так и экономики страны в целом.

При этом на федеральном уровне, а также в большей мере и на уровне субъектов федерации (республик, областей и т.п.) следует ожидать реальных предпосылок, которые могут обеспечить:

- восстановление экспортного потенциала страны и совершенствование структуры экспорта и импорта;

- увеличение спроса и предложения более высокого уровня качества продукции (услуг) и конкурентоспособных технологий;

- привлечение в необходимых объемах иностранных ресурсов (финансовых, материальных, сырьевых, интеллектуальных и т.п.);

- увеличение валютных ресурсов страны;

- экономию природных ресурсов и охрану окружающей среды;

- расширение ассортимента товаров на потребительском рынке;

- ускорение развития регионов страны;

- повышение безопасности государства (технологической, экономической, финансовой и др.).

На корпоративном уровне осуществление ВИД будет способствовать:

- обеспечению долгосрочной неуязвимости и прибыльности, то есть повышению стратегической стабильности;

- повышению уровня качества, производства и конкурентоспособности организации;

- привлечению иностранных ресурсов для достижения целей своей организации;

- снижению риска, сокращению расходов и времени на инвенцию, инициацию и диффузию инноваций;

- уменьшению времени насыщения рынков сбыта своей новой продукцией и продлению жизненного цикла товаров, т.е. продлению времени спроса на продукцию;

- социально-экономическому и научно-техническому развитию организации.

Принципы внешнеэкономической инновационной деятельности

Для осуществления эффективной ВИД требуется реализовывать адекватные современным условиям рынка и конкуренции принципы управления ею. До либерализации внешнеэкономической деятельности в СССР и, в частности, в России, управление ВИД проводилось на базе принципов, свойственных централизованной плановой экономике. Это обусловливало, в первую очередь, использование государственной монополии в рассматриваемом виде деятельности. При наличии рыночных отношений и отсутствии государственной монополии необходимо применять во многом другие принципы управления ВИД. К таким принципам следует отнести:

- сбалансированный демократический централизм (при рациональной децентрализации управления ВИД);

- открытость ВИД на основе единства хозяйственного и политического развития;

- предпринимательский расчет;

- самостоятельность выбора видов ВИД и свободу предпринимательства;

- заинтересованность и взаимовыгодность осуществления ВИД;

- самостоятельность каждого участника ВИД в использовании валютной прибыли;

- экономическую ответственность каждого участника ВИД за ее результаты;

- правовое равенство и недопущение незаконного ограничения прав любого участника ВИД независимо от используемых ими форм собственности;

- защиту со стороны государства интересов всех участников ВИД;

- состоятельность результатов ВИД, предполагающей их конкурентоспособность;

- рациональное сочетание либерализации и протекционизма (поддержки отечественных инноваторов и инновационных структур);

- системность в управлении ВИД (использование системного подхода).