ВОСПИТАНИЕ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Как особая функция общества и государства воспитание является социальным институтом. Воспитание как институт исторически возникло для удовлетворения важнейшей социальной потребности – осмысленного формирования активных, полноценных членов общества, осуществляемого через организацию систематической трансляции молодежной культуры и социальных норм. Воспитание как институт включает в себя:

1) совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального[1] воспитания;

2) набор социальных ролей (воспитуемые, воспитатели- профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспитательных организаций, лидеры как социально положительных, так и асоциальных групп);

3) воспитательные организации различных видов и типов;

4) системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;

5) набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;

6) ресурсы – личностные (качественные характеристики субъектов воспитания – детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование, учебно-методическая литература и т.п.).

Функции воспитания

По мнению А. В. Мудрика, наиболее общими функциями воспитания в общественной жизни являются:

• создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества;

• подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества "человеческого резерва";

• обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, способствование ее преемственности;

• содействие интеграции и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных групп общества;

• социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;

• адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.

Виды воспитания

Виды воспитания классифицируют по принципу многообразия целей воспитания, процессов и способов их достижения.

1. На основе институциональною признака различают следующие виды воспитания:

а) семейное воспитание. Оно отличается особой продолжительностью во времени. Дома ребенок проводит примерно две трети своего времени. Привычки, полученные в семье, сохраняются на всю жизнь. Воспитание в семье предполагает включение ребенка в ряд домашних обязанностей, постепенное усложнение заданий и видов деятельности. Сила семейного воспитания в его глубокой эмоциональности. Кроме того, отношения с любимыми и любящими родителями отличаются предельной доверительностью. В то же время возможности семейного воспитания ограничены: оно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их интеллектуального и культурного уровня развития. В ряде случаев семейное воспитание даже может оказать разрушительное влияние на личность ребенка. Попустительство, оставление ребенка без внимания, агрессивное и жестокое отношение родителей по отношению к ребенку в семье – серьезнейшие факторы нарушения социализации личности;

б) школьное воспитание, предоставляющее широкие возможности для оказания разностороннего воспитательного воздействия на ребенка. Каждый человек, с которым ребенок сталкивается в школе, несет в себе для него что-то новое. Так же как и в семейном воспитании, в школьном воспитании есть свои слабые стороны. Одна из них – обезличенность. В отличие от членов семьи учителя нередко уделяют всем детям совершенно одинаковое внимание, забывая о том, что каждый из них – индивидуальность и требует особого подхода. Именно поэтому требуется совмещение школьного и семейного воспитания, особенно в начальной школе;

в) внешкольное воспитание, которое предполагает решение воспитательных задач во внешкольных детских учреждениях (клубах, учреждениях дополнительного образования, спортивных секциях, общественных организациях и пр.). Данному виду воспитания присущи те же особенности, что и школьному воспитанию. Кроме того, внешкольное воспитание обладает потенциалом организации воспитательного воздействия на основе личной заинтересованности воспитанника ОГЛАВЛЕНИЕм досуговой деятельности – принцип, зачастую нереализуемый (либо сложно реализуемый) в условиях жесткой учебной деятельности в условиях школы, где ОГЛАВЛЕНИЕ обучения обусловливается главным образом государственным стандартом;

г) воспитательное воздействие через средства массовой информации. Основное их преимущество состоит в том, что в качестве источника влияния могут быть использованы лучшие образцы культуры. Готовя литера- туру, фильмы для детей, можно взвесить и оцепить их воспитательное воздействие, причем оно отразится на ребенке независимо от индивидуальности и опыта преподавателя или воспитателя. Однако есть существенный недостаток средств массовой информации как института воспитания. Влияние данного источника рассчитано на "среднюю" личность, поэтому ребенок не всегда может правильно понять и оценить происходящее. Кроме того, СМИ не обладают обратной связью;

д) конфессиональное (религиозное) воспитание, реализуемое посредством религиозных традиций и обрядов, приобщением к системе церковных ценностей, обращенных к сердцу, к вере в божественное происхождение человека. Поскольку в современном мире значительную часть населения составляют верующие, то роль конфессионального воспитания велика.

2. В зависимости от стиля отношений между воспитателем и воспитанником различают:

а) авторитарное воспитание – тип, в рамках которого определенная идеология принимается как единственно возможная истина во взаимоотношениях между людьми. Чем выше на социальной лестнице воспитатель находится, тем сильнее выражено принуждение ребенка к следованию данной идеологии. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование им. Авторитарный стиль характеризуется централизацией руководства. Все решения принимаются воспитателем единолично, без какого-либо совета с воспитуемым. Управление деятельностью воспитанников происходит с помощью приказов, которые отдаются в жесткой или мягкой форме, в виде просьб, которые нельзя не выполнить. Воспитатель осуществляет строгий контроль над деятельностью ребенка, он требователен к выполнению своих распоряжений. В этом стиле воспитания инициатива или вовсе не поощряется, или поощряется в строго определенных пределах;

б) демократическое воспитание. Оно характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении его обучения, досуга, интересов. Воспитатель, принимая решения, советуется с воспитанником, давая ему возможность высказать свое мнение, сделать самостоятельный выбор. Контроль над ребенком ведется постоянно, но в отличие от авторитарного стиля всегда отмечаются положительные стороны работы, результаты и достижения; обращается внимание на те моменты, которые требуют дополнительной доработки и специальных упражнений. Таким образом, демократический стиль – это стиль, при котором у двух взаимодействующих сторон есть способ договориться, но нет возможности заставить друг друга что-либо сделать;

в) либеральное воспитание, которое подразумевает отсутствие активной деятельности со стороны воспитателя. Для того чтобы подтолкнуть ребенка к деятельности, ему приходится уговаривать его. Роль педагога сводится к решению каких-либо несущественных вопросов, контролю повеления и деятельности воспитанника от случая к случаю. Такой педагог отличается слабым влиянием на ход воспитания и незначительной ответственностью за результат, т.е. является как бы сторонним наблюдателем всего происходящего;

г) попустительское воспитание, которое характеризуется неосознанным либо осознанным равнодушием педагога к учебным достижениям, воспитанности и культуре ребенка. Происходит это по одной из нескольких причин: от чрезмерной любви к ребенку, от идеи полной свободы ребенка во всем, от полнейшего равнодушия воспитателя к ребенку и его судьбе. Независимо от причины такого отношения педагог ориентируется на удовлетворение интересов ребенка, не задумываясь о последствиях, не ставя перспектив личного роста ребенка. Главный принцип – не препятствовать желаниям ребенка, возможно даже в ущерб его здоровью, развитию интеллекта, духовности.

В жизни ни один из стилей не применяется в процессе воспитания, так сказать, в чистом виде. Каждый педагог применяет свой стиль воспитания в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в данный момент, а также применительно к индивидуальным качествам ребенка.