Цели оценки персонала

Оценка персонала в современной бизнес-организации должна преследовать комплекс взаимосвязанных целей. Их можно разделить на четыре группы: основные (определение эффективности работы персонала, изменение оплаты труда и стимулирование по результатам работы, развитие персонала); дополнительные (проверка совместимости работника с коллективом, проверка мотивации к труду и работе в данной должности, определение перспектив развития карьеры работника); общие (улучшение управления персоналом и повышение эффективности кадровой работы, повышение ответственности и исполнительской дисциплины); специфические (определение круга работников и перечня должностей, подлежащих увольнению и сокращению, улучшение психологического климата в организации)[1].

Цели оценки различаются и в зависимости от используемых элементов системы управления персоналом (табл. 1.5).

С одной стороны, оценка персонала позволяет обеспечить нормальное функционирование отдельных подразделений и всей организации и успешное решение производственных задач, а с другой – более эффективно использовать потенциал работников за счет повышения уровня трудовой мотивации, определяя направления и стимулируя потребность в обучении и повышении квалификации[2].

Все оценочные цели также можно объединить в три группы: цели, связанные с административными решениями;

Формы проявления оценки в элементах системы управления персоналом[3]

Элементы системы управления персоналом

Цель оценки

Что оценивается

Планирование

Количественное и качественное определение потребности в персонале и возможностей удовлетворения их путем развития уже работающего персонала

Деловые и личностные качества сотрудников, потенциал их развития

Отбор

Выбор претендента, наиболее соответствующего требованиям рабочего места и организации

Все профессионально важные качества претендентов

Адаптация

Ускорение процесса совместимости качеств работника и организации

Гибкость и динамичность качеств персонала

Стимулирование труда

Поощрение или наказание сотрудника в зависимости от его результатов труда и трудового поведения

Результаты труда, трудовое поведение, отношение к труду

Развитие персонала

Перспективное обеспечение соответствия качеств работника условиям развития организации

Деловые и личностные качества сотрудника и возможности их развития

Трудовые перемещения

Оптимизация использования трудового потенциала сотрудника в организации

Профессионально важные качества сотрудника и динамика их развития

Сплочение коллектива

Создание благоприятного социально-психологического климата, формирование корпоративной культуры

Социальные и психологические характеристики коллектива и сотрудника

Высвобождение персонала

Увольнение работников, не соответствующих требованиям организации, а также предупреждение увольнений сотрудников, качества которых соответствуют требованиям организации

Удовлетворенность трудовой деятельностью в организации, комплекс деловых и личностных качеств

цели, направленные на развитие потенциала; цели, связанные с текущей деятельностью (табл. 1.6).

Таблица 1.6

Основные цели оценки персонала[4]

Административные

решения

Развитие потенциала

Текущая деятельность

Изменения в заработной плате. Изменение системы поощрения. Соответствие занимаемой должности

Обратная связь от сотрудников. Выявление потенциала сотрудников. Развитие карьеры. Информирование сотрудников об ожиданиях фирмы. Корректировка планов организации. Личное развитие. Установление стандартов деятельности. Информация для планирования кадров

Прошлая деятельность за определенный период. Улучшение текущей деятельности. Потребность в обучении.

Выявление рабочих проблем.

Достижение результатов за прошлый период

К административным целям оценки персонала можно отнести: выявление потребности в изменении заработной платы сотрудников, изменение системы поощрения, идентификацию соответствия занимаемой должности. К целям, направленным на развитие потенциала, относятся: получение обратной связи от сотрудников, выявление потенциала сотрудников, развитие карьеры, информирование сотрудников об ожиданиях фирмы, корректировка планов организации, личное развитие сотрудников, установление стандартов деятельности, получение информации для планирования кадров. К целям, связанным с текущей деятельностью, относят: определение результатов прошлой деятельности за определенный период, улучшение текущей деятельности, выявление потребности в обучении, выявление рабочих проблем и др.

Основные принципы оценки персонала

В процессе оценки экспертам необходимо руководствоваться рядом принципов в целях сведения ошибок, возникающих при оценке, к минимуму. Систематизируя эти принципы, приведенные зарубежными и отечественными специалистами по управлению персоналом, и в частности по оценке кадров, приведем основные из них:

принцип информированности субъекта (при более детальной оценке субъект должен быть более информирован, чем при оценке по основным, менее детализированным критериям);

принцип объективности, при соблюдении которого достигается беспристрастное, справедливое отношение ко всем оцениваемым работникам;

принцип сплошного применения оценочных процедур (оценочные процедуры применяются ко всему персоналу, а не к отдельным категориям работников или определенным сотрудникам);

регламентированность оценочных процедур (проведение оценки в соответствии с установленными правилами и стандартами);

принцип регулярности проведения оценки (регулярное проведение оценочных процедур позволяет снизить сопротивление оценке, вовремя сформировать планы обучения и повышения квалификации работников, принять решения по вознаграждению, повышению или перемещению, сформировать кадровый резерв);

принцип экономичности (при выборе методов оценки необходимо выбирать те из них, применение которых позволит обеспечить необходимый уровень достоверности оценки при оправданных организационных и финансовых затратах);

принцип дифференциации подразумевает индивидуальный подход к проведению оценочных процедур для каждой группы сотрудников[5];

принцип равенства, при котором оценке подлежат все специалисты, занимающие данную должность по всей структуре организации на равных условиях.