Цели оценки персонала
Оценка персонала в современной бизнес-организации должна преследовать комплекс взаимосвязанных целей. Их можно разделить на четыре группы: основные (определение эффективности работы персонала, изменение оплаты труда и стимулирование по результатам работы, развитие персонала); дополнительные (проверка совместимости работника с коллективом, проверка мотивации к труду и работе в данной должности, определение перспектив развития карьеры работника); общие (улучшение управления персоналом и повышение эффективности кадровой работы, повышение ответственности и исполнительской дисциплины); специфические (определение круга работников и перечня должностей, подлежащих увольнению и сокращению, улучшение психологического климата в организации)[1].
Цели оценки различаются и в зависимости от используемых элементов системы управления персоналом (табл. 1.5).
С одной стороны, оценка персонала позволяет обеспечить нормальное функционирование отдельных подразделений и всей организации и успешное решение производственных задач, а с другой – более эффективно использовать потенциал работников за счет повышения уровня трудовой мотивации, определяя направления и стимулируя потребность в обучении и повышении квалификации[2].
Все оценочные цели также можно объединить в три группы: цели, связанные с административными решениями;
Формы проявления оценки в элементах системы управления персоналом[3]
Элементы системы управления персоналом |
Цель оценки |
Что оценивается |
Планирование |
Количественное и качественное определение потребности в персонале и возможностей удовлетворения их путем развития уже работающего персонала |
Деловые и личностные качества сотрудников, потенциал их развития |
Отбор |
Выбор претендента, наиболее соответствующего требованиям рабочего места и организации |
Все профессионально важные качества претендентов |
Адаптация |
Ускорение процесса совместимости качеств работника и организации |
Гибкость и динамичность качеств персонала |
Стимулирование труда |
Поощрение или наказание сотрудника в зависимости от его результатов труда и трудового поведения |
Результаты труда, трудовое поведение, отношение к труду |
Развитие персонала |
Перспективное обеспечение соответствия качеств работника условиям развития организации |
Деловые и личностные качества сотрудника и возможности их развития |
Трудовые перемещения |
Оптимизация использования трудового потенциала сотрудника в организации |
Профессионально важные качества сотрудника и динамика их развития |
Сплочение коллектива |
Создание благоприятного социально-психологического климата, формирование корпоративной культуры |
Социальные и психологические характеристики коллектива и сотрудника |
Высвобождение персонала |
Увольнение работников, не соответствующих требованиям организации, а также предупреждение увольнений сотрудников, качества которых соответствуют требованиям организации |
Удовлетворенность трудовой деятельностью в организации, комплекс деловых и личностных качеств |
цели, направленные на развитие потенциала; цели, связанные с текущей деятельностью (табл. 1.6).
Таблица 1.6
Основные цели оценки персонала[4]
Административные решения |
Развитие потенциала |
Текущая деятельность |
Изменения в заработной плате. Изменение системы поощрения. Соответствие занимаемой должности |
Обратная связь от сотрудников. Выявление потенциала сотрудников. Развитие карьеры. Информирование сотрудников об ожиданиях фирмы. Корректировка планов организации. Личное развитие. Установление стандартов деятельности. Информация для планирования кадров |
Прошлая деятельность за определенный период. Улучшение текущей деятельности. Потребность в обучении. Выявление рабочих проблем. Достижение результатов за прошлый период |
К административным целям оценки персонала можно отнести: выявление потребности в изменении заработной платы сотрудников, изменение системы поощрения, идентификацию соответствия занимаемой должности. К целям, направленным на развитие потенциала, относятся: получение обратной связи от сотрудников, выявление потенциала сотрудников, развитие карьеры, информирование сотрудников об ожиданиях фирмы, корректировка планов организации, личное развитие сотрудников, установление стандартов деятельности, получение информации для планирования кадров. К целям, связанным с текущей деятельностью, относят: определение результатов прошлой деятельности за определенный период, улучшение текущей деятельности, выявление потребности в обучении, выявление рабочих проблем и др.
Основные принципы оценки персонала
В процессе оценки экспертам необходимо руководствоваться рядом принципов в целях сведения ошибок, возникающих при оценке, к минимуму. Систематизируя эти принципы, приведенные зарубежными и отечественными специалистами по управлению персоналом, и в частности по оценке кадров, приведем основные из них:
– принцип информированности субъекта (при более детальной оценке субъект должен быть более информирован, чем при оценке по основным, менее детализированным критериям);
– принцип объективности, при соблюдении которого достигается беспристрастное, справедливое отношение ко всем оцениваемым работникам;
– принцип сплошного применения оценочных процедур (оценочные процедуры применяются ко всему персоналу, а не к отдельным категориям работников или определенным сотрудникам);
– регламентированность оценочных процедур (проведение оценки в соответствии с установленными правилами и стандартами);
– принцип регулярности проведения оценки (регулярное проведение оценочных процедур позволяет снизить сопротивление оценке, вовремя сформировать планы обучения и повышения квалификации работников, принять решения по вознаграждению, повышению или перемещению, сформировать кадровый резерв);
– принцип экономичности (при выборе методов оценки необходимо выбирать те из них, применение которых позволит обеспечить необходимый уровень достоверности оценки при оправданных организационных и финансовых затратах);
– принцип дифференциации подразумевает индивидуальный подход к проведению оценочных процедур для каждой группы сотрудников[5];
– принцип равенства, при котором оценке подлежат все специалисты, занимающие данную должность по всей структуре организации на равных условиях.