Требования, предъявляемые к ТСО
К техническим средствам, используемым в учебном процессе, предъявляются определенного рода требования:
• функциональные – способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы (громкость и качество звучания; вместимость кассет аудиовизуальных средств, достаточная для проведения занятия с минимумом перезарядок; универсальность прибора);
• педагогические – соответствие возможностей ТСО тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями;
• эргономические – удобство эксплуатации; минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом; низкий уровень шума; удобство осмотра, ремонта, транспортирования;
• эстетические – гармония формы (наглядное выражение назначения, масштаб, соразмерность); целостность композиции, товарный вид;
• экономические – относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности технических средств.
Функции ТСО
В учебном процессе технические средства обучения выполняют следующие функции:
а) коммуникативную, т.е. функцию передачи информации;
б) управленческую, предполагающую подготовку студентов к выполнению заданий и организацию их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание информации), обеспечение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов;
в) кумулятивную, предусматривающую хранение, документализацию и систематизацию учебной и учебно-методической информации. Эта функция реализуется через комплектование и создание фоно- и видеотек, накопление, сохранение и передачу информации с помощью современных информационных технологий;
г) научно-исследовательскую, которая связана с преобразованием учащимися получаемой с помощью ТСО информации в исследовательских целях, с поиском вариантов использования технических средств обучения преподавателем, моделированием содержания и форм подачи информации.
Дидактические основы использования ТСО
Широкие возможности применения в процессе обучения разного рода технических средств обусловлены рядом их особенностей.
1. ТСО являются источником информации, рационализируют формы преподнесения учебной информации, повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события.
2. ТСО организуют и направляют восприятие, обогащают круг представлений обучаемых, удовлетворяют их любознательность, наиболее полно отвечают их научным и культурным интересам и запросам, создают эмоциональное отношение к учебной информации.
3. ТСО усиливают интерес к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий машин, приборов; активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности; являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний.
4. ТСО иллюстрируют связь теории с практикой; создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному).
5. Наконец, ТСО экономят учебное время за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа передачи учебной информации.
ТСО обладают следующими особенностями:
• информационной насыщенностью;
• возможностью преодолевать существующие временные и пространственные границы; возможностью глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов; показом изучаемых явлений в развитии, динамике;
• реальностью отображения действительности; выразительностью, богатством изобразительных приемов, эмоциональной насыщенностью.