Транспортные правоотношения трудового характера

Еще одну группу транспортных правоотношений составляют трудовые отношения. Они урегулированы не только законодательством РФ о труде, но и транспортным законодательством, уставами службы на транспорте, уставами и положениями о дисциплине на транспорте. Эти нормативные правовые акты закрепляют особенности трудовых отношений на транспорте.

Субъектами этих отношений являются работники транспорта, а второй стороной – работодатели – транспортные организации. Работники представлены транспортным законодательством разными категориями. Ими могут быть: члены экипажа, состоящего: 1) из лиц командного состава (капитана, помощника, механиков, электромехаников, радиоспециалистов, врачей); 2) судовой команды; 3) работников, обслуживающих пассажиров (п. 1 ст. 26 КВВТ, ст. 52 КТМ). На воздушном транспорте – это летный экипаж (командир, другие лица летного состава) и кабинный экипаж (бортоператоры и бортпроводники) (п. 1 ст. 56 ВК). На железнодорожном транспорте к ним относятся начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда и проводники[1], а на автомобильном транспорте – водитель, кондуктор[2].

К работникам предъявляются специальные требования, касающиеся состояния здоровья, квалификации, а в отдельных случаях и гражданства. В частности, на морском транспорте капитаном судна, его старшим помощником, старшим механиком, радиоспециалистом не могут быть иностранные граждане и лица без гражданства (п. 1 ст. 56 КТМ). В состав летного экипажа воздушного судна РФ могут входить только граждане Российской Федерации (п. 4 ст. 56 ВК).

Одно из непременных условий занятия перечисленными работниками соответствующей должности является наличие официальных документов, подтверждающих их квалификацию. Это могут быть дипломы, квалификационные свидетельства, другие документы (ст. 54 КТМ, п. 1 ст. 27 КВВТ). Другое обязательное условие относится к годности к работе на транспорте по состоянию здоровья. Оно должно быть подтверждено наличием у работника соответствующего медицинского документа (свидетельства) соответствующей формы (ст. 55 КТМ, п. 2 ст. 27 КВВТ).

На характер прав и обязанностей сторон трудового отношения, составляющих его ОГЛАВЛЕНИЕ, оказывают влияние особенности труда на транспорте, безопасность его эксплуатации. В частности, особый режим рабочего времени и времени отдыха обусловливает право работника выполнять свои функции в рамках нормативно установленного режима и право работодателя требовать его соблюдения. С учетом специфики труда на транспорте права и обязанности работников регулируются соответствующими нормативными правовыми документами, например, права и обязанности членов экипажа судна регулируются уставом службы на судах внутреннего водного транспорта (п. 2 ст. 28 КВВТ).

Что касается второй стороны трудовых отношений – работодателя, то транспортным законодательством на владельца транспортного средства, в частности судовладельца, возлагаются особые обязанности, обусловленные характером эксплуатации транспорта, в том числе по обеспечению безопасности условий труда, наличия спасательных средств, по охране здоровья членов экипажа, бесперебойному снабжению продовольствием и водой. Он обязан страховать жизнь и здоровье членов экипажа при исполнении ими трудовых обязанностей, их заработную плату и другие причитающиеся суммы (п. 2 ст. 60 КТМ).

Установлены особые требования к дисциплине на транспорте. На некоторых видах транспорта они регулируются специальными уставами и положениями о дисциплине. Так, вопрос дисциплины на железнодорожном транспорте регулируется Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации[3]. На морском, внутреннем водном, воздушном транспорте действуют уставы о дисциплине.

Транспортные правоотношения процессуального характера

Такие правоотношения возникают при спорах между перевозчиком, с одной стороны, и пассажиром, грузоотправителем, грузополучателем – с другой, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением сторонами договорных обязательств. Транспортное законодательство устанавливает претензионный порядок разрешения споров, который предшествует исковому производству. При этом в случаях перевозок грузов предъявление претензий к перевозчикам в обязательном порядке предваряет предъявление к нему иска (п. 1 ст. 797 ГК)[4].

Процедура претензионного рассмотрения и разрешения споров установлена транспортными кодексами и уставами, а также правилами перевозок. В возникших претензионных отношениях одной стороной является заявитель претензии, которым может быть пассажир, грузоотправитель, грузополучатель. Ответчиком по претензии выступает перевозчик.

При неудовлетворительном результате претензионной процедуры спор может быть разрешен по усмотрению сторон в третейском суде или в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.