Торговые соглашения АСЕАН с Китаем, Японией, США и Кореей
В отношении США прослеживается прогнозируемое аналитиками событие: КНР обошла США, оттеснив их со второй позиции па третье место в числе крупнейших торговых партнеров АСЕАН. Данная тенденция к снижению в товарообороте стран АСЕАН доли США при одновременном росте доли КНР наблюдалась с середины 1990-х гг. Созданная в 2010 г. КАФТА повлекла за собой снижение доли экспорта АСЕАН на американский рынок на 700 млн долл, за последний год[1].
Что касается торговли АСЕАН с ЕС, то можно заметить относительно стабильные показатели товарооборота. Причиной этого служат регулярные проведения Азиатско-Европейского делового форума с целью реализации направлений на облегчение торговли и развитие инвестиционного сотрудничества.
Таким образом, оценивая как внутренние, так и внешние параметры деятельности АСЕАН, можно сделать вывод об определенных достижениях в деятельности Ассоциации, которые, однако, отнюдь не идентичны достижениям европейского интеграционного пути. АСЕАН является некой площадкой для реализации задач стран-партнеров. В свою очередь, АСЕАН также выигрывает от взаимоотношений с такими мировыми лидерами, как Китай, Япония, США, ЕС. Мировой финансово-экономический кризис, проявившийся в 2008 г. в форме резкого ухудшения основных макроэкономических показателей в большинстве развитых стран, а впоследствии и в форме глобальной рецессии, привел новые аргументы в пользу переориентации российских торговых потоков и инвестиций на Азию.
В 2010 г., с начала вступления в силу соглашения о Зоне свободной торговли Китай–АСЕАН, в России активизировался диалог о целесообразности диверсификации внешнеэкономических связей при частичном перераспределении торговых потоков с Запада на Восток.
Если первая волна мирового финансово-экономического кризиса обрушилась прежде всего на США, то вторая, раскрывшая чрезмерный уровень бюджетных дефицитов и государственного долга, прошлась по европейским странам. Экономический рост европейских стран замедлился, а спрос на импортную продукцию резко упал. Совершенно по-другому повел себя рынок Юго-Восточной Азии в период мирового финансово-экономического кризиса. Так, в 2009 г., несмотря на спад в мировом хозяйстве, АСЕАН увеличили свой совокупный ВВП на 1,5%. Неудивительно, что, по мнению Министерства экономического развития России, с динамично развивающимися азиатскими странами следует торговать активнее. С Китаем в этом смысле дела идут неплохо, со странами АСЕАН – движутся, но медленнее, чем хотелось бы. Для выхода на другой уровень экономических отношений нужны новые шаги. Одним из них является создание зоны свободной торговли Россия–АСЕАН. С рядом стран Юго-Восточной Азии Россия имеет давние внешнеэкономические связи, история которых уходит еще во времена СССР. Сейчас диалоговое партнерство с данными странами опять начинает возобновляться. Связано это не только с мировым финансовым кризисом, ослаблением экономик Запада, но и с положительными результатами, достигнутыми в ходе взаимоотношений между Китаем и странами АСЕАН в рамках соглашения о ЗСТ. К примеру, в 2010 г. товарооборот между Китаем и странами АСЕАН составил 292,8 млрд долл., увеличившись на 37,5% по сравнению с предыдущим годом[2].
Согласно данным, опубликованным Главным таможенным управлением КНР, в первые 5 месяцев 2011 г. внешнеторговый оборот Китая достиг 1401,79 млрд долл., при этом объем торговли Китая с АСЕАН составил 140,82 млрд долл., увеличившись на 26%[3].
В 2010 г. Китай инвестировал 2,57 млрд долл, в экономику стран АСЕАН. Общий объем прямых инвестиций составил 10,8 млрд долл. С другой стороны, инвестиции стран АСЕАН в экономику Китая в 2010 г. достигли 6,32 млрд долл., увеличившись на 35,2% относительно предыдущего года (в 2009 г. – 4,09 млрд долл.)[4]. Увеличение товарооборота между странами способствовало улучшению экономической ситуации в провинциях Китая. Так, по итогам первого полугодия 2011 г., страны АСЕАН обогнали США и стали вторым крупнейшим торговым партнером китайской провинции Цзянси, уступив только ЕС. В январе – июне этого года товарооборот между АСЕАН и восточной провинцией Китая Цзянси достиг 1,43 млрд долл., увеличившись более чем на 68% в годовом выражении[5].
Вырос и внешнеторговый оборот между провинцией Гуандун и АСЕАН. Согласно статистическим данным Гуанчжоуской таможни, в январе – мае 2011 г. внешнеторговый оборот между провинцией Гуандун и АСЕАН вырос на 46,5% но сравнению с тем же периодом прошлого года и составил 30,74 млрд долл.[6]
По сообщению таможни города Наньнин, административного центра Гуанси-Чжуанского автономного района (ГЧАР, Южный Китай), в январе – апреле 2011 г. общий объем товарооборота между ГЧАР и АСЕАН составил 2,33 млрд долл., что на 32,8% больше показателя того же периода прошлого года. АСЕАН по-прежнему остается первым по значимости торговым партнером и первым экспортным рынком ГЧАР. В частности, объем экспорта из ГЧАР в АСЕАН составил 1,56 млрд долл., а импорта из АСЕАН в ГЧАР – 770 млн долл. Эти два показателя выросли на 28,2% и 43,3% соответственно[7].
Достижение такого уровня внешнеэкономических отношений между китайскими провинциями и странами АСЕАН напрямую связано с образованием КАФТА. Однако 2011 г. обострил некоторые противоречия в позициях Китая и АСЕАН. Камнем преткновения стал территориальный конфликт между КНР и Вьетнамом в Южно-Китайском море. Кроме них права на владение частью этой морской территории предъявляют Филиппины, Малайзия, Индонезия, Бруней и Тайвань. Это не удивительно, поскольку здесь проходят важные морские пути, а в недрах имеются значительные запасы нефти и газа. Однако все стороны осознают необходимость решения данного конфликта. 21 июля 2011 г. руководители государств достигли соглашения по руководству с целью выработки свода правил для мирного разрешения территориального спора в Южно-Китайском море. Более того, территориальные разногласия не должны отразиться на внешнеторговом обороте между странами, что подтверждают данные, опубликованные Главным таможенным управлением КНР.
ЗСТ Китай–АСЕАН стала новой моделью создания зон свободной торговли между развивающимися странами, отличающейся от ЕС и НАФТА. Во-первых, она создавалась постепенно, а не сразу, как зона свободной торговли Северной Америки. Во-вторых, несмотря на то, что ее участниками являются развивающиеся страны, они строго соблюдают нормы и правила ВТО.
Для стран АСЕАН расширение экономических отношений путем создания ЗСТ не является новым явлением. У Ассоциации уже есть соглашения о создании ЗСТ с Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией. Есть и трехстороннее соглашение с Австралией и Новой Зеландией. Скорее всего, создать сразу ЗСТ Россия–АСЕАН не получится, необходимо будет для начала приступить к созданию ЗСТ с ключевыми игроками в Ассоциации и уже потом, после развития двусторонних отношений, возможно будет активизировать диалог об организации зоны свободной торговли Россия – АСЕАН. Для России очень важно определиться: с какими странами экономически взаимовыгодно приступать к строительству первых ЗСТ в Восточной Азии, какими темпами, и каковы будут главные этапы этого процесса.