Лекция 4. Типы организаций
Социальные организации в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими и др. Наиболее распространены социально-экономические системы. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Эти организации играют существенную роль в современном обществе. Их особенности таковы1:
o реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
o формирование единства различных интересов людей. Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;
o сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.
Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, с той целью, чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки допустимых для данной системы норм и правил поведения. В социальной организации проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада - подъема в деятельности организации (в соответствии с жизненным циклом организации), процессы, связанные с действиями законов организации, например синергии, композиции и пропорциональности, информированности.
К субъективным относятся процессы, связанные с выбором того или иного управленческого решения.
Существуют различные определения понятия социальной организации.
Социальная организация в широком смысле - любые организационные человеческие сообщества или совокупность взаимосвязанных социальных групп. В ужом смысле - это наименование специфической, собственно социальной подсистемы регуляции поведения, наличие которой и позволяет рассматривать организацию как социальную систему.
При рассмотрении административных, прежде всего производственных организаций социальная организация выступает как подсистема в рамках сложных социотехнических систем, компоненты которых имеют различную природу (происхождение): технико-технологическую, экономическую и социальную. В этом случае социальная организация рассматривается как социальная подсистема.
Социальная организация может быть представлена в виде совокупности подсистем, выполняющих отдельные функции или обеспечивающих достижение определенных целен. Примером является модель социальной организации, представляющая ее в виде трех относительно независимых социальных подсистем:
1) формальной структуры, направленной на достижение общеорганизационных целей;
2) кооперированной системы, ориентированной на достижение целей индивидов, в первую очередь на успешное прохождение ими определенных этапов карьеры;
3) политической системы (деловой стратегии), нацеленной на выполнение задач подразделениями организации и оказание воздействия на них.
Социальная система, трактуемая в узком смысле, - это такая подсистема в системе регуляции организационного человеческого поведения, в которой источником воздействия на поведение выступает культура, прежде всего социальные нормы. Составляющими этой подсистемы являются обычно формальная и неформальная организации.
Трудовая организация - одна из важнейших и наиболее распространенных разновидностей социальных систем. Это саморегулирующаяся система, которая сознательно создается людьми для достижения общих целей. Без преувеличения можно сказать, что человек живет в мире трудовой организации. Каждый день он прямо или опосредованно сталкивается с множеством организаций, от которых получает необходимые товары или услуги либо в деятельности которых он сам участвует, производя другие товары и услуги уже для других людей. В конечном счете, и индивидуальное, и групповое поведение определяется включенностью в организации (принадлежностью к соответствующей трудовой организации) или контактами с ними. Трудовые организации выполняют роль института, осуществляющего объединение и координацию поведения людей, специализирующихся на разных типах и видах деятельности. Они включают людей в общий, единый трудовой процесс, планируя и программируя их деятельность, регулируя и корректируя в случае необходимости их поведение, контролируя ход процесса и результаты труда. Будучи средством достижения цели, трудовая организация возникает всякий раз, когда налицо потребность в совместном кооперированном труде. К существенным признакам трудовой организации как системы можно отнести ее целостность и наличие автономных по своим целям функций компонентов (подсистем), несводимость ее свойств как целого к простой сумме свойств всех элементов, взаимодействие с внешней средой, выступающей условием и ограничением се существования.
В роли социальной системы трудовая организация выступает главным образом как социальная общность, имеющая иерархическое строение и обладающая как минимум двумя компонентами (подсистемами) - объектом и субъектом управления. Она характеризуется нетождественностью интересов социальных групп и отдельных работников с целями организации, обладает целевой природой и оценивается через целедостижение, что предполагает наличие в ней элементов рациональности.
Трудовая организация опирается на разделение и специализацию труда по функциональному признаку. Строится она по иерархическому принципу, что обусловлено необходимостью координировать разнонаправленную деятельность горизонтальных структур различных уровней; выполняет определенные функции по отношению к внутренним социальным компонентам и элементам и обществу.
Трудовая организация выполняет три устойчивые функции: главную целевую (миссия организации); социально-интегративную; управленческо-нормативную. Первая связана с достижением результатов функционирования трудовой организации, оцениваемых через критерий достижений цели. В иерархии функций она главная, так как для ее реализации и создана организация. По отношению к целевой две другие функции выступают одновременно и ресурсом, и ограничителем. Смысл социально-интегративной функции заключается в том, что носителем социального действия в организации являются ее социальные элементы - субъекты социального действия (люди, социальные группы), образующие микросоциум или трудовой коллектив. Управленческо-нормативная функция связана с поддержанием целостности организации, снятием возможной социальной напряженности и разрешением конфликтов, удовлетворением разнообразных потребностей работников (в том числе в принадлежности к трудовой организации и общении) и поддержанием необходимого социального и морально-психологического комфорта. Она обеспечивает взаимодействие трудовой организации с внешней средой, интеграцию организации в макросоциум (общество). Она передает систему требований, выработанных обществом и его социальными институтами (законы, нормы, правила и т.д.), на уровень микросоциума (трудового коллектива) и адресует их личности.
Формальная и неформальная организации - два способа социальной организованности.
Формальная организация имеет следующие особенности:
1) она рациональна, т.е. в основе ее лежит принцип целесообразности сознательного движения к известной цели;
2) она безлична, т.е. рассчитана па индивидов, отношения между которыми устанавливаются по составленной программе. В формальной организации предусмотрены только служебные связи между индивидами, и она подчиняется лишь функциональным целям.
К формальным организациям относятся:
1) вертикальная (линейная) организация, объединяющая ряд органов и подразделений таким образом, что каждое из них находится между двумя другими - выше- и нижестоящими, а руководство каждым из органов и подразделений сосредоточено в одном лице;
2) функциональная организация, в соответствии с которой руководство распределяется между рядом лиц, специализирующихся на выполнении определенных функций и работ;
3) штабная организация, характеризующаяся наличием штаба советников, экспертов, помощников, не включенных в систему вертикальной организации.
Неформальная организация представляет собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения.
Причины возникновения неформальной организации происходят из недостатков формальной организации: во-первых, в неизбежной ограниченности формальной организации, которая в принципе не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации, и, во-вторых, в специфике деятельности индивида в организации, выражающейся в нетождественности его интересов и его организационной функции.
В то же время в неформальной организации индивид располагает возможностью организационной самодеятельности, привнесения им в организацию элементов более широкой социальной среды (интересов, влияний, планов и т.д.). Это связано с его стремлением к дополнительному (помимо функционального) взаимодействию с другими людьми, к удовлетворению своих разнообразных социальных потребностей.
Неформальная организация проявляется в двух разновидностях:
1) внеформальная организация - понятие, введенное в теорию организации Р. Дабином в рамках его концепции организации как социотехнической системы. Согласно этой концепции внеформальная организация представляет собой особую подсистему социальной регуляции поведения в деятельности людей в производственных организациях, сосуществующую с такими подсистемами, как технико-технологическая, формальная и неформальная. Понятие внеформальной организации в теорию организации введено в результате усложнения представлений о природе и функциях неформальных отношений в организации.
Особенность внеформальной организации заключается в обеспечении известной вариантости1 при выполнении частных деловых задач в рамках организации и предписаний формальной организации. Ее основные задачи - модификация жестких правил поведения, предопределенных технической организацией и зафиксированных в нормах формальной организации, учет специфики частных задач, выполняемых в рамках заданной деятельности. Согласно Дабину внеформальная организация ориентирует индивида на решение творческих задач в пределах границ и форм, определенных формальной организацией.
Данный термин используется также рядом отечественных специалистов. Так, по мнению А. И. Пригожина, внеформальная организация - это одна из двух подсистем неформальной регуляции, в которой неформальные механизмы регуляции поведения связаны со сферой деловых отношений. Неформальные отношения возникают по поводу и в процессе продуктивной деятельности. Внеформальная организация использует механизмы самоорганизации в сфере деловых отношений для достижения институциональных целей. Можно сказать, что внеформальная организация - это та, в которой неформальные служебные отношения несут функциональное (производственное) ОГЛАВЛЕНИЕ и существуют параллельно с формальной организацией (например, оптимальная система деловых связей, стихийно складывающихся между работниками, некоторые формы рационализации и изобретательства, способы принятия решения и т.д.);
2) социально-психологическая организация, выступающая в виде межличностных связей, возникающих на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникающая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между ними (товарищеские отношения, любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д.).
Картина неформальных организаций чрезвычайно пестра и изменчива по направленности интересов, характеру деятельности, возрастном и социальному составу, устойчивости и т.д. В зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля организации можно классифицировать по трем группам:
1) просоциальные, т.е. социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность;
2) асоциальные, т.е. группы, стоящие в стороне от социальных проблем;
3) антисоциальные. Эти группы - самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу.