Типология исследований
Исследования могут быть разнообразными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбирать виды исследований, наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность различных типов исследований можно в матрице типологического анализа (рис. 1.4). Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.
Рис. 1.4. Критерии выбора типа исследования управления
С точки зрения цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, но есть и ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.
Можно строить исследование, в той или иной степени привлекая к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.
Различаются исследования и по использованию ресурсов (незначительные но их ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие), и но времени их проведения (продолжительные и непродолжительные).
Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования, опираясь только на внутреннюю информацию, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.
Наконец, исследования различаются по степени организованности и участия персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными, либо коллективными, спонтанными или организованными.
В практике управления встречаются все эти типы исследований.
Характеристики исследования
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основные характеристики представлены на рис. 1.5.
Рис. 1.5. Характеристики исследований
1. Методология исследования – совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.
2. Организация исследования – порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.
3. Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.
4. Объектом исследования является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом – конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.
5. Тип исследования – комплекс особенностей исследования, отражающих его своеобразие.
6. Потребность исследования – степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.
7. Результат исследования – рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.
8. Эффективность исследования – соразмерность ресурсов, использованных для проведения исследования, и результатов, полученных с его помощью.
Эти основные характеристики исследования далее могут быть конкретизированы и дополнены в соответствии с правилами последовательной классификации и декомпозиции.