Типичные нарушения законодательства об административных правонарушениях
При издании нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы привлечения к административной ответственности, могут быть следующие нарушения федерального закона:
– установление законами субъектов РФ административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение (в том числе за нарушение норм федерального законодательства, когда ответственность уже предусмотрена КоАП) (п. 3 ч. 1 ст. 1.3, п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП);
– введение административной ответственности нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 1.1 КоАП);
– регламентация нормативными правовыми актами субъектов РФ ряда положений, связанных с порядком производства по делам об административных правонарушениях (например, установление форм протоколов об административных правонарушениях, не соответствующих требованиям ст. 28.2 КоАП, незаконная разработка форм иных административно-процессуальных документов) (п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП);
– установление законами субъектов РФ административных наказаний, которые могут быть установлены только Кодексом (ч. 3 ст. 3.2 КоАП);
– незаконное наделение законами субъектов РФ должностных лиц государственных учреждений полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях (ч. 5, 6 ст. 22.2 КоАП);
– установление нормативными правовыми актами субъектов РФ в нарушение ст. 1.3 КоАП отличного от определенного КоАП порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний (например, установление иного срока уплаты штрафа, чем предусмотрено ст. 32.2 КоАП).
Ведомственные нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями в сфере производства по делам об административных правонарушениях, нередко содержат противоречащие закону положения, связанные:
– с регламентацией с превышением компетенции некоторых положений, касающихся порядка производства по делам об административных правонарушениях, тогда как он установлен Кодексом (п. 4 ч. I ст. 1.3 КоАП);
– с наделением полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях должностных лиц, к компетенции которых указанные полномочия не относятся (положения гл. 23 КоАП, законов субъектов РФ);
– с самостоятельным установлением административной ответственности (как правило, в виде штрафа) (ч. 1 ст. 1.1 КоАП).
Соответствующие незаконные нормативные предписания могут включаться также в документы информационного, методического характера.
В ходе производства по делам об административных правонарушениях допускаются следующие нарушения закона:
– отступление от требований административного законодательства, которые влекут за собой как необоснованное привлечение граждан к административной ответственности, так и противоправное фактическое освобождение виновных от установленной законом ответственности (ст. 1.2, 1.5, 1.6, 3.1, 4.1, 24.1, 24.5, 26.1, 28.1, 28.2, 28.8, 28.9, 29.9 КоАП);
– привлечение к административной ответственности лиц, в действиях которых усматриваются признаки уголовно наказуемых деяний (нормы Особенной части Кодекса, разграничивающие составы административных правонарушений и преступлений, п. 3 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП);
– неполное установление обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП);
– неиспользование должностными лицами своих полномочий по доказыванию виновности привлекаемых к административной ответственности лиц и иных обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретных дел (непринятие мер к опросу свидетелей, потерпевших, освидетельствованию в установленном порядке, исследованию документов и др.) (ст. 26.2–26.10 КоАП);
– неверная юридическая оценка совершенных деяний, неправильное применение квалифицирующих признаков;
– игнорирование обстоятельств, исключающих производство по делу (нарушение ст. 24.5, 28.9, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП);
– несоблюдение предусмотренных законом сроков давности (ст. 4.5, п. 6 ч. I ст. 24.5, ст. 28.9, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП);
– составление протоколов об административных правонарушениях без указания всех необходимых сведений и без разъяснения прав и обязанностей физическому лицу, законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, иным участникам производства по делу (ч. 2 и 3 ст. 28.2 КоАП);
– несоблюдение подведомственности при рассмотрении отдельных категорий дел (положения гл. 23 КоАП);
– нарушение процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях (например, без участия лица, в отношении которого ведется производство, без разъяснения процессуальных прав, без исследования доказательств) (ст. 29.7 КоАП);
– применение штрафов за конкретные виды правонарушений ниже или выше установленных размеров (ст. 3.5 КоАП, статьи Особенной части Кодекса и законов субъектов РФ);
– непринятие мер по выявлению причин административных правонарушений и способствующих им условий в целях их последующего устранения (ст. 24.1, п. 7 ст. 26.1, ст. 29.13 КоАП);
– несоблюдение установленного законом порядка административного расследования (ст. 28.7 КоАП);
– осуществление доставления в целях составления протокола об административном правонарушении не уполномоченными должностными лицами (ч. 1 ст. 27.2 КоАП);
– необоснованное административное задержание граждан, нарушение порядка административного задержания (в том числе задержание не уполномоченными должностными лицами, без составления протоколов; превышение установленных законом сроков задержания; ОГЛАВЛЕНИЕ задержанного не в отведенном для этого месте) (ст. 27.3-27.6 КоАП);
– осуществление привода при отсутствии предусмотренных законом оснований, либо по устному поручению (без вынесения определения) судьи, органа или должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении (ст. 27.15, ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП);
– личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, транспортного средства, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов не уполномоченными на это лицами, в отсутствие понятых (нарушение ч. 2, 3 ст. 27.7, ч. I, 2 ст. 27.8, ч. 2 ст. 27.9, ч. 1, 2 ст. 27.10 КоАП);
– наложение ареста на товары, транспортные средства и иные вещи, не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (ч. 1 ст. 27.14 КоАП);
– невыполнение требований закона об обязательной оценке стоимости изъятых вещей (ч. 1 ст. 27.11 КоАП);
– неприменение мер обеспечения производства по делу в виде задержания, запрещения эксплуатации транспортного средства при нарушении правил эксплуатации и управления им (ч. 1, 2 ст. 27.13 КоАП);
– непринятие всех предусмотренных законом мер по реальному взысканию наложенных штрафов (ч. 5 ст. 32.2 КоАП);
– неполное перечисление штрафов в бюджеты (частичное перечисление штрафов на счета взыскавших их органов, в различные фонды) (ч. 5 ст. 3.5 КоАП).