Теория эластичности спроса и предложения
Под эластичностью понимается мера реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений. Например, при изменении цены эластичность спроса (ε) равна:
Эластичность спроса по цене есть отношение процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению его цены.
Изучение эластичности спроса на отдельные товары и в целом рыночного спроса позволяет предвидеть изменения рынка в результате проведения той или иной ценовой политики. Важно знать реакцию потребителей и для отдельных производителей, так как от этого зависит получаемая ими прибыль.
Спрос считается эластичным, когда величина спроса изменяется в больших размерах, чем меняются цены (рис. 5.10).
Рис. 5.10. Эластичный спрос
В нашем примере при снижении цены менее чем в 2 раза (была 50 руб., стала 30 руб.) спрос увеличился в 3 раза (с 10 до 30 шт.), значит, спрос эластичен. При эластичном спросе доход предпринимателя после снижения цены возрастает. У нас до снижения цены он составлял 500 руб. (50 руб. х 10), после снижения - 900 руб. (30 руб. х 30).
Если процентное изменение величины спроса меньше, чем изменение цены, и общий доход падает - спрос неэластичен (рис. 5.11).
Рис. 5.11. Неэластичный спрос
В данном случае доход упал с 500 до 450 руб. вследствие снижения цены с 50 до 30 руб.
Бывают случаи, когда процентное изменение цены равно процентному изменению спроса, в этом случае говорят о спросе с единичной эластичностью (рис. 5.12). В данном случае доход остается неизменным - 500 руб.
Проанализировав на графике все три варианта эластичности и проследив изменения кривой спроса, можно отметить, что по внешнему виду кривой можно приблизительно определить вид эластичности спроса. Более эластичный спрос отражается более пологой кривой и наоборот, неэластичный спрос характеризует достаточно крутой наклон кривой. Но это относится скорее к отдельным участкам кривой, чем к кривой в целом.
Рис. 5.12. Единичная эластичность спроса
Теоретически возможны еще два варианта эластичности, но в жизни они практически не встречаются. Первый - это совершенно неэластичный спрос (рис. 5.13).
Рис. 5.13. Совершенно неэластичный спрос
В этом случае мы имеем спрос на товар, который всегда покупают в размере 20 ед., как бы высоко ни поднялась цена на него. Примером такого спроса может быть рынок лекарств, точнее спрос на жизненно важные лекарства, например инсулин.
Второй вариант - совершенно эластичный спрос - возникает, когда количество товара можно купить по максимальной цене 30 ед., но если цена поднимется, не удастся продать ни одной единицы (рис. 5.14).
Рис. 5.14. Совершенно эластичный спрос
Такой спрос возможен на рынках сельскохозяйственной продукции.
Для продавца очень важно определить количественное выражение эластичности. Для этого необходимо определить коэффициент эластичности. Коэффициент эластичности показывает, как меняется одна величина (например, спрос) при изменении другой (цены) на 1%. Но при расчетах возникают определенные трудности. Если, предположим, спрос был 20 ед., а потом уменьшился до 15, изменение спроса в процентном выражении составит 25%, если же спрос опять возрастет с 15 до 20 ед., то увеличение спроса составит 33%, т. е. одни и те же абсолютные величины дают разный процентный результат. В качестве простой и надежной методики расчета эластичности экономист и математик Р. Аллеи предложил использовать правило средней точки. Это не единственно возможный путь подсчета, но он применяется чаще других.
Для того чтобы определить среднюю точку, сумму первоначального и конечного значения делят на 2, т. е. в нашем случае:
Процентное изменение величины спроса в соответствии с этим правилом измеряется по формуле
где Q1 и Q2 - величина спроса до и после его изменения.
Аналогично рассчитывается и процентное изменение цены:
Отсюда эластичность спроса по цене равна:
Покажем это на примере. Если, например, при возрастании цены на мужские костюмы с 300 до 10 ООО руб. спрос упал с 200 до 10 шт., то, подставив эти значения в формулу, получим:
Данная величина означает, что величина спроса будет уменьшаться на 0,91% на каждый процент повышения цены. Результат данных расчетов может быть как положительным, так и отрицательным, знак в этом случае не имеет значения, важна лишь абсолютная величина результата. При совершенно неэластичном спросе результат расчетов должен быть равен 0,
при неэластичном спросе - от 0 до 1, при спросе с единичной эластичностью - 1, при эластичном спросе - больше 1. Существует общее правило изменения эластичности: эластичность уменьшается по мере движения вниз по кривой спроса.
Множество товаров имеют свои заменители на рынке. Чем больше таких заменителей, тем эластичнее спрос на товар. В этом случае возникает так называемая перекрестная эластичность, которую можно определить следующим образом:
Взаимозаменяемые товары всегда имеют положительную перекрестную эластичность спроса, т. е. с ростом цены Ту спрос на Τχ растет.
Аналогично рассчитывается эластичность и на взаимодополняющие товары. Но они обладают отрицательной эластичностью, т. е. с ростом цены Ту спрос на Τχ уменьшается.
Расчеты перекрестной эластичности широко используются при проведении антимонопольной политики. Доказать, что фирма не является монополистом, можно, рассчитав перекрестную эластичность товаров фирмы и товаров фирм-конкурентов: если она положительна, то фирма не является монополистом.
Эластичность зависит и от удельного веса данного товара в бюджете потребителя. Спрос на дешевые, малопотребляемые товары практически не меняется в зависимости от цены, в то время как спрос на дорогие, но необходимые товары и услуги весьма эластичен.
Степень потребности в данном товаре тоже влияет на эластичность. Примером могут служить лекарства - как бы ни менялись цены, спрос остается постоянным.
Как правило, на коротких промежутках времени спрос менее эластичен, чем за длинный период. Вызвано это тем, что за короткий период сложно перестроить спрос, на это нужно время, и, как правило, меняется не только спрос на данный товар, но и
вся потребительская корзина. Кроме того, за длительный период времени можно организовать производство новых товаров, которые послужат заменителями имеющихся.
Эластичность спроса меняется не только от цены, но и от дохода. Эластичность спроса по доходу - это отношение процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению доходов потребителей.
В настоящее время в развитых странах с ростом доходов возрастают потребности в услугах, в развивающихся странах - в товарах длительного пользования. Эластичность спроса по доходу зависит от того, является ли данный товар предметом роскоши или предметом первой необходимости, в первом случае - эластичность будет выше, во втором - ниже. Значимость товара в бюджете семьи также влияет на его эластичность: чем он нужнее, тем эластичность ниже. Сдерживающим фактором эластичности служит консерватизм спроса: даже при повышении доходов потребителю трудно переключиться на более дорогие товары, и какое-то время его спрос практически остается неизменным.
Ценовая эластичность применима также и к предложению. Эластичность предложения по цене - это отношение процентного изменения: величины предлагаемого товара к процентному изменению его цены. Она рассчитывается по той же методике, что и эластичность спроса, в основе которой лежит правило средней точки. Определяющим элементом эластичности предложения является мобильность факторов производства предлагаемого товара, их способность быстро перестроиться на производство другого товара при понижении цены на первый. В этом случае предложение считается эластичным. Но, как правило, в короткий период времени производитель не успевает организовать новое производство в ответ на изменившуюся ситуацию на рынке. Это не означает, что при резком увеличении цены количество предлагаемых товаров не увеличится: даже за короткий период времени производители могут лучше использовать производственные мощности, увеличить продолжительность рабочей недели, выплачивать сверхурочные и проч., что приведет к увеличению предложения и определит высокую эластичность. Но по ряду товаров и услуг предложение в короткий период времени совершенно неэластично (например, сдача в аренду помещений и оборудования). Поэтому всегда на длительном периоде времени эластичность предложения увеличивается, так как увеличиваются возможности реагирования производителей. Зависит эластичность и от способности товара к хранению и, следовательно, стоимости этого хранения. Товар, который не может храниться длительное время или хранение которого стоит очень дорого, имеет низкую эластичность предложения.
Понятие эластичности широко применяется как в микроэкономике, так и в макроэкономическом анализе. Оно используется при анализе поведения потребителя, определяет на основе прогнозов стратегию поведения отдельной фирмы, используется при проведении антимонопольной политики, при анализе безработицы, выработке политики доходов и проч.
Вопросы для самоконтроля
Что такое спрос и от каких факторов он зависит?
В чем сущность закона спроса?
В чем сущность предложения и от каких факторов оно зависит?
В чем сущность закона предложения?
Какое состояние рынка называется равновесным?
В каких случаях равновесие рынка нарушается и чем это грозит?
Что понимается под эластичностью спроса и предложения?
Какие виды эластичности спроса вы знаете?
От чего зависит эластичность предложения?