Вопрос как прием постановки проблемы и форма исследовательского мышления
Проблему можно сформулировать различными способами. Это может быть просто констатация объекта исследований с использованием терминов его названия или специфики (например, персонал управления, мотивация производительной деятельности и пр.). Но такая постановка проблемы не всегда способствует концентрации внимания на противоречии, отражающем ее особенность и суть. А ведь проблема – это всегда наличие противоречий между свойствами, явлениями и пр.
Формулирование проблемы посредством вопроса способствует более точному представлению о се сути, так как вопрос представляет собой форму мышления, ориентированную на получение конкретного ответа в виде суждения. Любое суждение можно рассматривать как полученный ответ на некоторый вопрос.
Вообще вопрос имеет две функции: коммуникативную и исследовательскую. Вопрос в исследовательской деятельности выступает также как средство информационного поиска.
Приемом постановки проблемы являются так называемые исследовательские вопросы.
Необходимо знать логическую структуру исследовательского вопроса. В каждом вопросе кроме вопросительного знака можно выделить две части: вопросительное слово или частицу (какое, что, почему и пр.) и ту часть, которая характеризует область исследования и должна войти в предполагаемый ответ. Примерами исследовательских вопросов и их конструкций могут быть следующие:
Как отражает система управления потребности и условия развития организации?
Почему организация теряет позиции в конкурентной борьбе?
Где найти дополнительные ресурсы для завершения проекта?
Как разработать стратегию?
Существуют две группы вопросов – категориальные, в которых вопросительные слова указывают направление исследования и область исследовательской деятельности, и пропозициональные, в которых основная часть сохраняется неизменной и которые требуют лишь подтверждения или отвержения ее. В этих вопросах как бы заложен ответ в виде готового суждения, которое в процессе исследования надо либо подтвердить, либо опровергнуть.
Исследовательский вопрос ставится с использованием принципа корректной постановки: основная часть вопроса должна опираться на истинные, бесспорные предпосылки.
Причины появления некорректных вопросов различны – это и стереотипы мышления, и поверхностное отношение к формулированию проблемы, и недобросовестное отношение к исследованию.
Методы классификации, обобщения и типологии
Большое значение в исследовании имеет формально-логический метод – классификация – разделение явлений, а следовательно, и понятий, характеризующих их, на определенные классы, позволяющие увидеть специфику явлений, их разнообразие, свойства, связи и зависимости, общее и специфическое и посредством этого вникнуть в их сущность.
Существуют два вида классификации: деление общего и разделение целого. Первый вид предполагает деление какой-то совокупности явлений, имеющих некоторые общие черты и в то же время различия. Их общность можно отразить с помощью критерия, различие – в группах принадлежности. Например, воздействие есть сознательное влияние на человека, преследующее определенную цель. Все разнообразие воздействий можно разделить на воздействия сильные и слабые, постоянные (прессинг) и периодичные, прямые и косвенные и пр. И выделение каждой из этих групп имеет вполне определенный критерий.
Второй вид классификации – разделение целого. Главный сто признак заключается в том, что здесь критерием классификации является часть целого. Как бы детально ни производилась классификация, она всегда отражает ОГЛАВЛЕНИЕ некоего явления, предстающего перед нами в виде целого. Например, воздействие состоит из целеполагания, определения ситуации, поиска проблемы, разработки и реализации решения. И это ОГЛАВЛЕНИЕ присуще любому воздействию, характеризующему управление. Здесь критерии классификации ограничены не просто некоторой общностью явлений, а целостностью самого явления, в рамках которого и проводится классификация. В представленном нами примере критерием выделения этапов процесса управления является качественная определенность действий, из которых складывается процесс управляющего воздействия. Эта качественная определенность включает в себя методы работы, переключение внимания (выделение главного), закономерную последовательность (исходные и заключительные действия), рамки целого (сущность явления).
Выделим принципы корректной и эффективной классификации, без учета которых не может быть успешной исследовательской работы (рис. 2.12).
Рис. 2.12. Принципы построения классификации
1. Принцип единства критерия для выделения групп одного порядка. Согласно этому принципу нельзя проводить классификацию, меняя критерий в рамках одной классификационной процедуры. Например, нельзя утверждать, что существуют математические и экономические методы управления, потому что первые выделяются по способу моделирования, а вторые – по объективным интересам человека. Экономические интересы имеет каждый человек, но вряд ли кто-нибудь будет утверждать, что каждый человек имеет математические интересы, определяющие его трудовую активность.
2. Принцип соразмерности деления явлений и понятий. По этому принципу сумма объемов понятий или количества явлений должна равняться объему делимого понятия или содержанию исследуемого явления. Нарушение этого принципа можно наблюдать, например, в утверждении: менеджеры но характеру образования делятся на две группы – с техническим и экономическим образованием. Это неисчерпывающее деление. Есть менеджеры, имеющие и другие виды образования – гуманитарное, естественно-научное. Оценка уровня образованности менеджера не может быть успешной, если она построена на неисчерпывающей классификации.
3. Принцип альтернативности, или взаимоисключения выделяемых групп. Каждая группа понятий или явлений должна быть представлена в объеме только одного видового понятия. Выделенные явления или понятия не должны относиться одновременно и к одной, и к другой классификационной группе. Если выделяются группы социально-психологических и экономических методов управления, то в последующем делении тех и других не может быть методов одновременно и социально-психологических и экономических. Это не отрицает связь тех и других, их взаимозависимость и комбинационное использование в практике управления.
4. Принцип иерархической многоступенчатости классификации, отражающий возможность делать последовательно ступенчатую классификацию. Она помогает конкретизировать свойства явлений, детализировать его основные черты и особенности. В этом случае возникает разветвленная классификационная схема, дерево целей, проблем, ситуаций, свойств и т.д.
Следует помнить, что при этом всегда существует предел классификационного деления. Оно может осуществляться только в рамках единой сущности явления. Дальнейшее деление может привести к изменению сущности.
Таким пределом в исследовании социально-экономических систем является человек как социальное существо, в области биологии – клетка, физиологии – орган, техники – деталь, классической физики – тело и т.д.
5. Принцип полноты классификации для каждой ее ступени. Нельзя делить часть объекта на виды, а другую часть – на подвиды или группы следующей ступени классификации. Например, было бы ошибкой разделить персонал управления на женщин, мужчин среднего и мужчин пожилого возраста.
В исследовании могут использоваться классификации содержательные и искусственные. Первые строятся по критериям, отражающим сущностные и содержательные признаки явлений. Конечно, они зависят от уровня знаний исследователя, конкретных целей и условий его проведения. Вторые построены на несущественных признаках, но могут быть очень полезны при проведении каких-либо организационных мероприятий (например, разделение персонала по алфавиту, мебели по цвету и т.д.).
Важную роль в исследовании играют и приемы обобщения. На первый взгляд, они кажутся простыми, но в действительности требуют глубокого понимания исследуемых явлений. Иногда они связаны с возникновением и введением в обиход, практику деятельности новых понятий.
Обобщение – это логическая операция, заключающаяся в том, что для некоторой группы явлений находится новое, более широкое но объему понятие, отражающее общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них.
Всякое обобщение должно иметь основание, т.е. свойство или совокупность свойств, позволяющих сгруппировать явления и обозначить эту группу каким-либо понятием. Например, понятие "человеческий капитал", совсем недавно возникшее в науке и практике управления, обобщает такие свойства человеческих ресурсов, кадров, персонала, личностных характеристик работников, как способность гарантировать экономический успех фирме, повышать прибыль, стабилизировать функционирование, ускорять развитие. Подобных примеров в концепции менеджмента можно привести много.
Классификация является приемом исследования, посредством которого из некоторого множества объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, чтобы каждый принадлежащий исходному множеству объект попал в один и только в один класс.
Классификация необходима для изучения разновидности явлений, свойств, факторов и пр. Она помогает определить ОГЛАВЛЕНИЕ явления или проблемы.
Классификация может быть осуществлена разными способами, которые определяются признаком или критерием классификации.
Есть классификации однокритериальные и многокритериальные. При многокритериальных классификациях классы могут частично пересекаться. Это определяется отношениями критериев классификации: они могут быть или различными, или частично совпадать.
Разновидностями классификации являются декомпозиция и стратификация.
Декомпозиция – это особый вид классификации, не допускающий произвольного критерия. Декомпозиция предназначена для установления взаимосвязанных между собой содержательных элементов некоторой объективной целостности.
Стратификация – это определение слоев (страт) в многослойном явлении, т.е. зависимостей особого вида. В исследовании управления такими стратами могут быть внешняя и внутренняя среда, технические средства и человеческие ресурсы, стратегия и тактика управления и т.д.
Практический успех использования классификации в исследовании определяется ее правилами.
1. Правило соразмерности (адекватности). Классификация считается соразмерной, когда сумма членов деления равна делимому множеству. Каждый предмет, принадлежащий делимому множеству, должен войти в один из образованных классов. Нарушение этого правила дает неполное деление и, следовательно, искажает представление о предмете исследования.
2. Правило внеположенности (объемной раздельности) членов деления. Полученные в результате деления классы должны быть представлены внеположенными понятиями, т.е. не должно быть пи одного объекта делимого множества, который одновременно принадлежал бы нескольким членам деления. Ошибки возникают вследствие смешения различных оснований, критериев деления в одной классификационной операции.
3. На протяжении определенной классификационной операции нельзя изменять основание деления, его критерий. Недопустимо также применять расплывчатый критерий.
4. Основания деления, или критерии, могут быть не только простыми, но и сложными, включающими в себя одновременно несколько параметров исследуемого объекта.
Бывают такие случаи, когда тот или иной признак существует у многих объектов, но у каждого варьируется в разной степени или формах.
В исследовании управления большое значение имеет метод комбинативной классификации.
При проведении классификации нередко встречаются ситуации, когда объекты классификации могут иметь несколько равносущественных признаков, которые могут быть основанием классификации. В этом случае можно совместить две иерархические классификации посредством построения матрицы. Это будет уже классификация комбинаторная, которая представляет собой многомерную матрицу. Примером может служить матрица стилей управления, построенная на сопоставлении в деятельности менеджера признаков его отношения к человеку и производству, оценке преобладания одного признака над другим.
Такой вид классификации часто используется в исследовании управления, и он может быть весьма полезным, потому что позволяет увидеть проблему с разных сторон, в различных ракурсах, найти комплексное решение.
Деление по видоизмененному признаку называется дихотомией. Простейший вариант дихотомии, часто используемый в практике исследований, – это рассечение надвое (формальное и неформальное управление, дифференциация и интеграция управления и т.д.).
Особым вариантом классификации является типология – группировка объектов на основе их подобия некоему образцу, который именуется типом, эталоном или идеальным образом. Здесь каждое явление в большей или меньшей степени приближается к одному из эталонов.
Отличие типологии от классификации в том, что типология допускает существование таких явлений, которые не соответствуют ни одному из выделенных типов.
Типология превосходит классификацию своей универсальностью. Она является первоначальной операцией любых систематизаций.