Теория экспериментального нащупывания С. Френе
У французского педагога Селестена Френе не было особой потребности в определении своей философской позиции. Он критически относился к буржуазному обществу и стремился к искоренению его пороков, прежде всего в сфере образования. Первоначально, вплоть до окончания Второй мировой войны, он позиционировал себя как марксиста и, следовательно, сторонника исторического материализма. В качестве такового он придавал всей своей педагогике социальный характер. При этом особое внимание уделял коллективной деятельности учащихся и непременному их включению в общественную деятельность за пределами школы.
Марксизм Френе мирно уживался с его витализмом. Ребенок реализует заложенные в нем природой наклонности как некоторый творческий жизненный порыв. Необходимо расчистить ему путь. В склонности Френе к витализму сказалось его крестьянское происхождение.
После Второй мировой войны приверженность Френе к марксизму ослабла. Настаивая на методе проб и ошибок, позволяющем нащупать путь правильного развития ребенка, он ссылался на французского философа Тейяра де Шардена. Определенное влияние на Френе оказала и философия Дж. Дьюи, с которым его объединял первостепенный интерес к проблемному экспериментированию.
Можно выделить следующие основные принципы педагогики С. Френе.
1. Обучение посредством выполнения определенной работы.
2. Обучение методом проб и ошибок.
3. Совместное обучение.
4. Опора на интересы детей.
5. Естественный подход как самообучение детей посредством их экспериментов.
6. Демократия как школа ответственности.
Френе выступал против всех форм педагогической работы, так или иначе сковывающих свободу и инициативу учащихся и педагогов, отвергал априорные идеи, теоретические установки, которым якобы следует неукоснительно следовать, индивидуальные планы, в составлении которых не участвовали сами учащиеся, уроки как раз и навсегда закрепленные формы учебных занятий, учебники, домашние задания, оценки. В поисках альтернатив отвергаемому Френе был неистощим.
Учащимся предоставлялась возможность выражать свои воззрения в свободных текстах, для печатания которых организовывалась школьная типография. Дети обменивались этими текстами, обсуждали их в классах. Удачные тексты, представленные в форме карточек, группировались, образуя альтернативу традиционному учебнику. Учителями поощрялось составление учащимися своих собственных проектов, как правило рассчитанных на период не больше одного месяца, выпускались классные стенгазеты. Поддерживалась кооперация не только внутри класса, но и между классами, учителя определяли границы ответственности своих воспитанников, если возможно, то делегировали им некоторые из своих полномочий, не допуская, однако, превращения учебно-воспитательного процесса в игру, не требующую от ее участников целеустремленной работы.
Всей учебной работе придавался жизненный смысл. Это касалось как чтения, так и арифметики или, например, географии. Учащиеся обучались чтению не в соответствии с традиционной схемой буквы → слоги → слова, а в обратном порядке (жизненный смысл имеют не буквы, а слова, поэтому именно они образуют исходный уровень языка).
Сердцевиной дидактики Френе стал метод проб и ошибок, призванный предохранить от всякой схоластики. С этой точки зрения указанный метод заслуживает несомненной поддержки. Но, к сожалению, Френе не дал методу научной характеристики. Приходится отметить, что рассматриваемый метод далеко не всегда получает адекватное объяснение. Определенность науки часто связывают с гипотетико-дедуктивным методом. На этом фоне метод проб и ошибок выглядит вроде бы непрезентабельно. Но это явное заблуждение. В любой науке манипулируют с гипотетическими концептами. Такого рода манипуляции как раз и реализуются в качестве метода проб и ошибок. Френе, как нам представляется, напрасно дистанцировался от науки. В итоге ему явно недоставало концептуальности.
Выводы
1. Высокой оценки заслуживает всемерная ориентация С. Френе на педагогическое экспериментирование.
2. Сохраняют актуальность многие его методики, особенно техника свободных текстов, придающая всему учебно-воспитательному процессу герменевтическую направленность.
3. Слабым местом педагогики С. Френе является отсутствие должного внимания к научной стороне педагогики.