Теоретические основы морали как объекта этического знания
Теоретические основы морали включают ее определение, структуру, особенности, функции, характеристику, основные моральные категории. Определение морали как формы духовной жизни человека было дано в предыдущей главе.
Говоря о структуре морали как объекте этики, следует отметить, что условно (так как в чистом виде они не существуют) она состоит из нравственного сознания, нравственных отношений и нравственной практики.
Нравственное сознание представляет собой одну из форм общественного сознания и отражает исторически изменяющиеся нравственные отношения людей.
Оно включает нравственные нормы, нравственные принципы, нравственные ценности, нравственные мотивы поведения, нравственные знания, нравственные идеалы и нравственные убеждения.
Нравственные отношения – это совокупность зависимостей и связей, которые возникают у людей в процессе их нравственной деятельности.
Нравственная практика представляет собой сторону общественной деятельности, которая направляется и регулируется моральными мотивами и целями. Следует отметить, что, во-первых, как уже говорилось, нравственная практика в чистом виде не существует, она – лишь аспект человеческой деятельности, во-вторых, она связана с решением нравственных конфликтов, с проблемой нравственного выбора, в-третьих, нравственная практика существует в форме нравственных поступков и нравственного поведения.
Можно выделить следующие особенности морали:
1) охватывает все виды человеческой деятельности – политическую, экономическую, научную и т.д.;
2) устанавливается и поддерживается стихийно, силой общественного мнения. В этом ее главное отличие от права, которое основано на писаных нормах и требованиях, поддерживаемых специальными институтами;
3) не имеет четко выраженной системы общественных учреждений (министерств, институтов, школ).
В последнее время в России ведутся споры о создании полиции нравов на манер известного одноименного голливудского фильма. В частности, образовать подобную структуру предложил председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввин Зиновий Коган.
По его мнению, основным предназначением полиции нравов должно стать предупреждение преступлений, защита интересов бедных и слабых членов общества, борьба с распущенностью, алчностью и проституцией.
Предложение раввина Когана обсуждалось на круглом столе представителями ведущих религий России в 2010 г. и встретило неоднозначную оценку;
4) связана с другими формами общественного сознания – наукой, правом, искусством, религией и идеологией, зависит от них, приспосабливается к ним и отражает их.
Одной из сторон, характеризующих мораль как духовную составляющую, являются моральные категории, которые отражают наиболее существенные связи, складывающиеся в процессе нравственных отношений и нравственной практики.
Прежде чем дать краткую характеристику основным моральным категориям, отметим их черты.
– являются объективными по содержанию, но субъективными по форме;
– подвижны по смыслу, что порождает проблему их истинности (т.е. в одних условиях они могут выступать в одном качестве, а при других условиях – в ином);
– несут в себе отпечаток различий социально-классовых, религиозных, национальных интересов в обществе;
– имеют свои антиподы, т.е. являются соотносительными;
– носят ценностный и нормативный характер;
– носят эмоциональный характер;
– содержат пожелания к улучшению реальной жизни людей;
– обладают повышенной универсальностью, что дает возможность их применения во всех сферах человеческой деятельности;
– ряд категорий носят пограничный характер;
– имеют внутреннее различие по степени общности и широте отражения явлений.
Ввиду того что большинство категорий морали хорошо известны, в качестве их повторения предлагаем следующую схему: научное определение, высказывание по поводу ее сущности какого-либо выдающегося лица и (там, где это возможно) выражение категории в стихотворной форме.
Центральными моральными категориями являются добро и зло.
Добро – понятие, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.
Добро – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.
Каролина-Анна Бови
Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро...
С. Кунаев
Зло – понятие, означающее намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.
Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя.
Анахарис Скифский
Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром.
Уильям Фолкнер
Рассмотрим также такие моральные категории, как справедливость, совесть, счастье, долг.
Справедливость – понятие, выражающее распределение ценностей и благ между индивидами в соответствии с их деятельностью, соотношения прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания.
Ум и мудрость хороши,
При наличии души,
Но не всяк то понимает,
А в итоге тот страдает,
Кто душою боле чист,
Кто не сволочь, не садист,
А подонки снова нравы,
Им опять почет и слава,
Только правда ведь сильней
И последний ход за ней,
Царство глупости надет,
Справедливость вновь придет,
Ведь немало тех людей
Кто душой своей сильней,
Тот, кто трусов поражает,
Тот, кто правдой побеждает,
Лишь ему в конце концов
Всех наказывать лжецов,
Лишь ero увидят пламя,
Лишь его запомнят знамя,
В час, когда придет конец
Миру, где был прав подлец!
Неизвестный автор
Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ей поступков.
Совесть тяжело слушать, но жить с ней легче.
Неизвестный автор
Счастье – это такое состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворенность условиями своего бытия, полноту и осмысленность жизни и осознает, что осуществляет свое назначение.
Счастье – это когда в доме нет больных, в тюрьме нет родных, среди партнеров нет гнилых, а среди друзей нет врагов!
Неизвестный автор
Долг – это внутренне принимаемое добровольное обязательство.
Стремитесь всегда исполнять свой долг, и человечество оправдает вас даже там, где вы потерпите неудачу.
Т. Джефферсон
Понимание необходимости выполнить свой долг требует забвения собственных интересов.
Виктор Гюго
Достоинство – моральное понятие, выражающее представление о ценности всякого человека как личности, особое моральное отношение человека к себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности.
Основатель немецкой классической философии И. Кант, внесший значительный вклад в развитие этического знания, дал следующие рекомендации для сохранения собственного достоинства:
– не становитесь холопом другого человека;
– не допускайте безнаказанного попрания ваших прав;
– не делайте долгов, если у вас нет полной уверенности, что вы можете их вернуть.
– не принимайте благодеяний;
– не становитесь прихлебателями или льстецами.
Ограниченность объема учебника не позволяет дать анализ других категорий морали, однако их характеристику можно почерпнуть из специальной литературы, посвященной нравственной проблематике.