Технология управления на базе потребностей и интересов
Основана на приоритете межличностных отношений над другими средствами и методами для формирования взаимодействия между работниками, участвующими в реализации поставленной цели.
Взаимодействие между руководителем и подчиненным при реализации данной технологии может возникнуть только при условии, что воздействие затрагивает потребности и интересы как самого руководителя, так и подчиненного (вариант воздействия 3 на рис. 5.1). Остальные варианты воздействий (/, 2, 4) приводят к противодействию подчиненного.
Потребности человека -это материальный, биологический и социальный набор элементов, необходимый для жизнедеятельности и развития организма, функционирования и развития личности.
Рис. 5.1. Схема вариантов управленческого воздействия
Данная технология эффективно реализуется в крупных и средних организациях в небольших регионах (городах, поселках и т.д.), где деятельность организации существенно влияет на муниципальную инфраструктуру. Например, в городах и поселках с развитой текстильной промышленностью, где одна большая организация дает жизнь ряду более мелких обслуживающих предприятий. Дополнительные условия применения технологии:
o большой временной интервал между принятием или корректировкой решения и получением результата;
o преимущественно коллективный характер работы;
o наличие тесных семейных, бытовых и производственных связей с большинством организаций, расположенных в том же административном регионе - селе, поселке и т.д.;
o наличие рынка специалистов.
Численность персонала, задействованного в данной технологии, не ограничивается. Главная функция, реализуемая руководителями, - планирование и организация взаимодействия между участниками трудового процесса, положительный результат гарантируется. В рамках данной технологии руководитель:
o формирует набор потребностей и интересов для каждого работника;
o группирует работников по общности потребностей и интересов, связанных с выполнением задания;
o согласовывает потребности и интересы работников;
o распределяет задания, учитывая корпоративные потребности и интересы работников;
o корректирует ход процесса реализации решений исходя из изменений, происходящих в межличностных и деловых коммуникациях.
Данная технология воздействует на выбор и удовлетворение потребностей и интересов работников непосредственно от руководителя, а не через решение самого работника, как в технологии управления на базе активизации деятельности персонала. Для реализации данной технологии необходимо осуществить следующую организационную и функциональную подготовку:
o сформировать специально для выполнения конкретной цели набор элементов системы управления;
o составить перечень и объем требуемых ресурсов (материальных, технологических, финансовых и др.) по каждому элементу системы управления;
o открыть должность специалиста по социологии и психологии в рамках отдела кадров. Задачами этого специалиста будут: анализ текущей информации, проведение опросов, формирование и переформирование производственных групп и др.;
o осуществить подбор персонала на основе общности потребностей и интересов.
Технология управления путем постоянных проверок и указаний
Основана на приоритете контроля и жесткого управления персоналом над другими средствами и методами для формирования взаимодействия между работниками, участвующими в осуществлении поставленной цели. Контроль и жесткое управление обоснованы тем, что при этом человек лучше реализует собственные потребности в самовыражении, самопроявлении, стабильности и порядке. Жесткое управление ничего общего не имеет с жестоким управлением.
Данная технология эффективно используется в небольших организациях, в которых авторитет и профессионализм руководителя вне сомнений, в особенности в новых наукоемких организациях, учебных заведениях или на предприятиях, где на договорной основе работают консультанты-менеджеры.
Технология предусматривает линейную структуру управления и многоцикловый процесс управления. В рамках данной технологии руководитель:
o формирует детальный план работ для каждого работника с указанием средств, методов и сроков выполнения этапов и всего задания в целом;
o проводит необходимый контроль текущего процесса выполнения задания каждым работником;
o выявляет проблемы, мешающие своевременному и качественному выполнению задания;
o корректирует деятельность работников, отклонившихся от плана проведения работ;
o оказывает необходимую помощь в своевременном выполнении задания;
o создает информационную базу данных о профессионализме работников, особенностях их психологического состояния, приемлемом темпе работы.
Для реализации данной технологии необходимо осуществить следующую организационную и функциональную подготовку:
o сформировать специально для выполнения конкретной цели набор элементов системы управления;
o составить перечень и объем требуемых ресурсов (материальных, технологических, финансовых и др.) по каждому элементу системы управления;
o составить подробный план выполнения заданий с указанием даты и объема ее важнейших этапов для каждого работника или группы работников.