Технология создания проекта бизнес-плана с использованием Project Expert
Система Project Expert основана на динамической имитационной модели денежных потоков с шагом расчета в один месяц и с учетом временных факторов, измеряемых в днях. Использование этой системы дает возможность построить модель собственного проекта и рассмотреть варианты его развития в соответствии с различными сценариями. Компьютерные модели могут применяться не только для разработки стратегического плана предприятия, но и для оперативного управления.
Рассмотрим последовательность процедур по вводу и обработке данных в процессе использования имитационной модели денежных потоков.
1. Ввод данных, характеризующих окружающую среду, выбор валют (местной и экспортной); исходный обменный курс валют; показатели инфляции для поступлений и выплат на внутреннем и внешнем рынках; сбыт, постоянные и переменные издержки, оплата труда, переоценка стоимости основных фондов; налоговое окружение.
2. Ввод данных инвестиционного плана•.
• организационные и другие затраты подготовительного периода;
• затраты на приобретение или освоение земли, строительство зданий, сооружений;
• затраты и сроки проведения работ по технологическому оборудованию;
• условия амортизации.
3. Ввод данных о сбыте продукции (услуг):
• перечень продукции (работ, услуг);
• цены на внутреннем и внешнем рынках;
• условия продаж (в кредит, с предоплатой и др.), методы стимулирования сбыта;
• план маркетинга (затраты на рекламу и продвижение продукции на рынок).
4. Ввод данных о производственных затратах:
• прямые производственные затраты на единицу продукции;
• постоянные издержки (операционные затраты, административные расходы, торговые расходы).
5. Проведение расчетов с целью определения потребности в капитале:
• расчет показателей инвестиционного плана;
• расчет показателей плана сбыта;
• расчет производственных затрат;
• расчет амортизационных отчислений;
• представление результатов расчетов (баланс, отчет о прибылях и убытках, план денежных потоков);
• определение потребности в капитале (суммы, сроки).
Расчеты производятся при ставке дисконтирования, равной нулю.
6. Формирование капитала: ввод данных о собственном капитале; уточняющий расчет баланса наличных средств (с учетом ставки дисконтирования); определение величины и сроков дефицита капитала; ввод данных о дополнительном собственном или заемном капитале; уточняющий расчет баланса наличных средств.
Весь цикл действий необходимо повторять до получения бездефицитного баланса наличности.
7. Распределение свободного капитала: выплата дивидендов (суммы, сроки); размещение свободных средств на депозит (суммы, сроки, условия).
8. Расчет показателей эффективности бизнес-проекта Для того чтобы бизнес-проект считался эффективным:
• NVP должен быть больше нуля;
• РВ меньше, чем срок проекта;
• PI должен быть больше единицы;
• чем выше IRR, тем выше эффективность капиталовложений (для дальнейших исследований выбираются те проекты, IRR которых больше 15–20% при темпе инфляции 4–5% в год).
9. Анализ чувствительности проекта:
• зависимость NPV от объема продаж;
• зависимость NPV от уровня рыночных цен на продукты (товары, услуги);
• зависимость NPV от уровня прямых производственных затрат;
• зависимость NPV от уровня постоянных затрат (накладных расходов);
• зависимость NPV от объема инвестиций;
• зависимость NPV от ставки дисконтирования;
• повторение процедуры расчетов и оценка результатов.
10. Формирование и печать отчета о целесообразности осуществления проекта.
Одной из наиболее важных частей является система актуализации фактических данных о процессе реализации бизнес-проекта. Она осуществляет:
• сбор и обработку текущей информации о ходе реализации проекта;
• сравнительный анализ планового и фактического состояния проекта;
• принятие решения о прекращении проекта, продолжении работ, изменении плана работ.
В результате сравнения исходного плана актуальных данных формируется отчет о рассогласовании планового и фактического состояний проекта.