Вопросы и задания для самоконтроля

1. С какой целью создается интерактивная предметно-развивающая среда в ДОУ? Каким принципам развивающей среды она соответствует?

2. К какому блоку методов и приемов, творческих заданий по обыгрыванию среды детьми и взрослыми относятся следующие примеры:

Пример 1.

Волшебные превращения обычной коробки

Сколько интересного таит в себе обычная картонная коробка! Горстка крупы, несколько ниточек, немного фантазии – и получается волшебная лужайка перед домом или целый подводный мир.

Наша игра с детьми в "сказочный мир" началась с нескольких резиновых фигурок домашних животных. Хотелось красиво их преподнести детям, расположить кого у колодца, кого на дорожке, кого на травке. И мы начали придумывать. Как основание взяли коробку из-под конфет с откидывающейся крышкой. Также понадобились гуашевые краски, клей, шерстяные нитки, спички, пластилин, мелкие камушки и несколько видов круп. Хотим заметить, что фантазия приходит во время творчества!

Сначала нужно распланировать области: пруд, песок, трава, дорожки и раскрасить коробку гуашью. Затем приступаем к изготовлению выпуклых тактильных областей. Травку можно изготовить из мелко нарезанных зеленых шерстяных ниток или бумажной салфетки: намазать нужную область на картоне клеем, затем посыпать нарезанные нитки или обрезки салфетки, дать высохнуть. Озеро можно покрасить синим цветом, а можно наклеить кусочек фольги или блестящей упаковки для цветов либо вклеить зеркало. Потом можно украсить паше озеро камышами из пластилина и спичек. Важно заметить, что все это вы можете делать вместе с детьми – на уроках труда или просто в дружественной обстановке. Дети при изготовлении таких игр получают не меньшее удовольствие, чем вы сами.

Самым интересным для нас оказалось изготовление дорожек. Нужно намазать выбранную область клеем и обсыпать крупой. Хорошо подходит пшено, гречка, горох и даже крупная фасоль. Клей лучше взять резиновый. Также можно поступить и с камушками, приклеить их, куда вам понравится, а потом покрыть прозрачным лаком.

Из пластилина и спичек можно также сделать колодец с водой и кормушки для животных. Солнце можно сделать в виде аппликации из желтых шерстяных ниток. Далее наклеим на крышку коробки домик из цветной бумаги, животных-наклейки и, в заключение расставим фигурки животных, как нам нравится.

Также несложно мы сделали модель подводного мира с дельфинами и китами, акулами и морскими звездами, морским котиком и моржом, и даже краб попался в сеть!

Для изготовления этой игры нужно взять коробку поглубже. По вашему усмотрению загнуть края и зафиксировать с помощью степлера. Далее раскрасить задний фон гуашью. Рыболовную сеть сделаем из материи с дырочками, также прикрепим ее степлером к краям коробки. Для наших северных обитателей сделаем льдину из куска пенопласта или мятой белой бумаги. Из мятой бумаги сделаем и пещеру для осьминога, только покрасим бумагу несколькими тонами коричневого цвета. Сзади можно сделать отверстие для фонарика, тогда ваша пещера будет еще и светиться! Животных и рыб будем крепить на проволоку: проделаем в картоне два отверстия шилом и сделаем петельки, в которых и закрепим животных. Пещеру можно украсить, приклеив настоящие ракушки и морские камушки. Нарисуем на горизонте парусник.

И вот наша маленькая модель мира готова – играйте на здоровье!

Пример 2.

Занятие "Пластилиновая квартира"

(для детей старшего дошкольного возраста)

Программное ОГЛАВЛЕНИЕ. Развитие способностей к моделированию и конструированию, дизайнерского мышления. Закрепление умения пользоваться знакомыми приемами лепки, такими как раскатывание, скатывание, оттягивание (мордочка), вдавливание; научение детей пользованию стеком; научение детей вдавливанию детали в пластилин.

Материалы. Пластилин, доски, игрушка ежика, стеки, семечки подсолнуха.

Методика проведения занятия

Родитель предлагает ребенку слепить квартиру для игрушек из киндер-сюрпризов.

Для этого сначала нужно сделать "мебель" из спичечных коробков: комод вертикальный – 4 спичечных коробка; комод горизонтальный – 2 спичечных коробка в 2 ряда; туалетный столик – столешница из картона, зеркало с приклеенной алюминиевой фольгой, по 2 спичечных коробка по бокам столешницы;

– двухспальная кровать – 2 наружных части от спичечных коробков и картонная спинка;

– стул – 1 спичечный коробок (сиденье из внутренней части, спинка – из наружной и вставленной в него);

– стол – 2 спичечных коробка, склеенных боковой гранью, по бокам – ножки из спичек (или катушка вместо стойки посередине);

– умывальник – внутренняя часть спичечного коробка, стойки из крышек спичечных коробков, зеркало.

Во второй части занятия готовая мебель декорируется пластилином: используя приемы размазывания, скатывания в шар и раскатывания, расплющивания (например, подушки и одеяла для кровати), вдавливания (например, ручки для комода) и налепа.

В конце занятия делается пластилиновый ковер, который укладывается на картонное основание (можно взять коробку из-под конфет). На него расставляется готовая мебель.

Квартира готова.

3. Прочитайте сценарий создания интерактивной социально-ориентированной дидактической игры по сюжету прослушанной сказки.

Игровая карта представляет собой серию картинок по сюжету сказки, обсуждая которые, дети выкладывают на столе, где будут играть, последовательность сказочных событий (4-6). Затем от начала сказки (первой картинки) к концу (последней картинке) выкладывается извилистая дорожка: она представляет собой выложенные в ряд круги диаметром от 3 (для старших дошкольников) до 5 (для младших дошкольников) сантиметров, вырезанные из разноцветной бумаги. Около каждой сюжетной картинки располагается примерно 5 кругов – будущих шагов для "игры-ходилки". Также заранее подготавливается коробочка с силуэтами персонажей и символами препятствий для введения дополнительных условий игры (оловянный солдатик, цветная ладошка (можно использовать перчатку), волшебная палочка и др.).

Затем изготавливается картонный кубик с шестью гранями, на каждой из которых изображен символ и цифра (от 1 до 6). Символ соответствует типу вопроса, на который должен ответить ребенок, чтобы получить возможность передвигаться по игровому полю. Например:

цифра 1 – пиктограмма лица – обозначает вопрос взрослого ребенку: "Какое настроение было у героя?" Если играет несколько детей и они выбрасывают ту же цифру на кубике, им задаются вопросы: "Что чувствовали другие персонажи?", "Почему?", "А ты бы что почувствовал? Что бы ты сказал в ответ? Что сделал?";

цифра 2 – пиктограмма сердца – обозначает вопрос: "Каков характер героя? Почему ты так решил?". Его можно переформулировать через описание отношения к герою со стороны других персонажей. Например: "Почему дед и баба души не чаяли в Снегурочке? Какая она была? Как себя вела?", "Ты бы стал с ней дружить или нет? Почему?" Если другие дети тоже должны отвечать на данный вопрос, потому что получили такое же задание, вопрос видоизменяется в целую группу:

"Изменится ли характер героя в ходе сказки? Где фрагмент сказки (посмотри на игровое поле), в котором это проявится? Что здесь случилось?";

цифра 3 – ладошка – ребенок отвечает на вопросы, связанные с описанием причин действенности или бездейственности поведения персонажей ("Почему собака и медведь не могли помочь зайцу?" (сказка "Заюшкина избушка"); нравственного или безнравственного поведения героя ("Почему он (она) так поступил (а)? Что он (она) чувствовала и думала?") и реакции сказочных персонажей или самой сказки на его (ее) поведение.

Если ребенок способен понять смысл их взаимоотношений, то при выбросе на кубике цифры 3 к игровому полю добавляется изображение цветной "волшебной ладошки": она может перенести игрока еще на столько же ходов, сколько ему выпало, если он ответит на вопросы, касающиеся отношения других персонажей к герою. Например: "Как в сказке говорится о том, что мачеха относилась к своей дочери и падчерице?" – "Она любила дочку и ненавидела падчерицу". – "За что?" – "Потому что дочка была такой же ленивой и грубой, а падчерица – наоборот".

Обычно при обсуждении и анализе сказок без игрового сопровождения на подобных моментах дети (да и взрослые) начинают морализировать.

С одной стороны, они осуждают мать за то, что она любит своего ребенка. С другой, говорят о том, что несправедливо обижать и унижать за то, что один – родной, а другой – нет. Только при этом часто формируется установка: нельзя обижать положительных персонажей, добрых и красивых, а вот злых и некрасивых, безобразных – можно.

В игре этого можно избежать. "Волшебная ладошка", которая перенесла фишку ребенка на следующий ход, при таком ответе вдруг меняет свое направление и относит фишку не вперед, а назад. Обычно ребенок ее останавливает: "Почему?"

Ответ может быть следующим: "Сказка движется вперед, только если верить в добро. Если ты согласен со злом, то сказка возвращается назад". – "Я не согласен со злой мачехой". – "Ты говоришь, что она не должна любить свою дочь. Это зло или добро?" – "Зло..." – "Если ты все понял, то я (ладошка) перенесу тебя вперед";

цифра 4 – изображение "стойкого оловянного солдата" – обозначает вопросы, связанные с описанием мотивов и цели поведения персонажей, влияющие на изменение хода сказки: "Зачем герой это сделал? Чего он хотел добиться?". В сказках они могут быть но-разному трансформированы. Например: "Почему мужик посадил в мешок собаку, а не девочку?" (русская народная сказка "Лисичка со скалочкой").

Обычно дети, если не имеют опыта понимания идеи произведения и формирования его смысла, затрудняются при ответе на подобные вопросы, поэтому в дополнение к игровому полю вводится силуэт "оловянного солдатика", который появляется в игре только в тот момент, когда на кубике выпадает цифра 3. Задача "солдатика" – помочь детям преодолеть внезапно появившиеся на игровом иоле препятствия (это может быть кусок ватки – "надвигается гроза", шерстяной нитки – "разлилась речка", наждачной бумаги – "на пути выросли горы", пуговица – "яма" и т.д.). Он помогает детям преодолеть их, когда они отвечают на проблемные вопросы.

Например, на вопрос "Почему мужик посадил в мешок собаку, а не девочку?", – ребенок отвечает: "Ему было жалко девочку, а собаку не жалко". В этот момент на игровом иоле появляется солдатик, который говорит: "Ай-яй-яй! Думай! Сказка сейчас расстроится, что ты ее не понял – изменится!". Предположим, следующий ответ будет таким: "Он не хотел отдавать девочку". В этот момент к игровому нолю добавляется кусочек ватки: "Туча идет! Гроза начинается! Сказка сердится!".

Солдатик приходит на помощь: "Сейчас подумаем – и все исправим!" – обращается к ребенку и другим игрокам. "Мужик в нашей сказке только добрый или у него есть еще какое-нибудь особенное качество характера? Оно-то и помогло сказке закончиться не так, как хотела лиса?" Дети отвечают: "Он еще умный, находчивый". – "Что он придумал?". – "Он придумал вместо девочки в мешок посадить собаку". – "Почему именно собаку?" – "Чтобы она лису покусала". – "Значит, чему мужик хотел лису научить?" – "Хотел наказать за обман". Солдатик хвалит детей, что они пришли друг другу на помощь и помогли "прогнать тучу". Ватка-"туча" убирается обратно в коробку;

цифра 5 – звезда или волшебная палочка – вопрос с описанием последствий поступков персонажей и их объяснения. Например, "Что случилось с Иванушкой из-за его непослушания?" (сказка "Гуси-лебеди"). Если эта же цифра выпадает для других детей, данный вопрос формулируется через других персонажей. Например: "Почему гуси-лебеди смогли унести братца?". Если дети отвечают неправильно (предположим, говорят: "Потому что им приказала Баба-Яга"), то другим игрокам разрешается им помочь. В ответ "волшебная палочка" переносит их на столько же ходов вперед;

цифра 6 – изображение змейки в виде вопроса – детям нужно привести пример похожего поступка из другой сказки или из своей жизни. Естественно, что детям при этом помогает рассуждать и формулировать собственное мнение взрослый. За это "оценки" не снижаются и баллы не вычитываются. Важно помочь детям осознать собственное отношение к нравственным и безнравственным поступкам и сформировать желание поступать нравственно как положительные герои.

Проведите мини-исследование со знакомым ребенком (родственником, соседом), предложив ему поиграть в эту игру. Проведите рефлексию развивающего взаимодействия с ребенком в ходе игры, оцените эффективность работы механизмов обратной связи по сравнению с обычным чтением сказки в другой ситуации этому же ребенку.

4. Познакомьтесь с принципами организации современного образовательного процесса:

Название

Характеристика

Развивающее обучение должно ориентироваться на потенциальные возможности ребенка

Развивающее обучение должно ориентироваться на "зону ближайшего развития" (А. С. Выготский), которую он как бы проходит вместе со взрослым, роль которого велика, но она меняется в зависимости от возраста детей и, конечно же, от предлагаемого детям содержания

Реализация деятельностного подхода

Развитие самой деятельности, ее основных компонентов (постановка цели, выбор средств, нахождение способов и использование их в новых ситуациях, контроль) способствует развитию ее субъекта (деятеля) – ребенка

Системный подход к организации содержания

Предполагает реализацию важного дидактического принципа "от общего к частному". Его специфика для этого возраста заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чет познаются разные их свойства, взаимозависимости

Интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания

С одной стороны, интеграция не нарушает целостности каждой из областей знаний (природа, родной язык, рисование и др.), а с другой – существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей

Создание проблемных ситуаций, провоцирующих активность ребенка

Создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанной с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска. В результате у детей развивается поисковая деятельность, направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии их мышления

Развитие знаковосимволической деятельности и овладение соответствующей функцией сознания

Наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости (приспособление животных к внешней среде, например смена окраски, изменение двигательных реакций – замирает, складывает крылышки и т.п.) и отношения, например математические (часть – целое, одна вторая, одна четвертая и т.п.), что способствует началу формирования общих категорий (часть – целое, причинность и др.), становлению логического мышления

Создание условий для практического экспериментирования

Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами: самостоятельного, вне предъявления взрослым какой-либо задачи и диктуемого условиями задачи, заданной педагогом

Продуктивное взаимодействие детей между собой и со взрослыми

Оно, а также диалогическое общение создает оптимальные условия для формирования детского обучающегося сообщества, в котором каждый ребенок чувствует себя успешным, умелым, уверенным (в случае необходимости) в помощи товарищей и взрослого

Учет индивидуальных особенностей

Учет индивидуальных особенностей: личностных (лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т.п.), разницы в возможностях и темпе выполнения задания и др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка

Учет основных когнитивных стилей или модальностей обучения

Одни дети лучше усваивают с опорой на зрительное восприятие (визуальное), другие – на слуховое (аудиальное), а третьи – на двигательное и тактильное (кинестетическое). И очень важно, когда одно и то же ОГЛАВЛЕНИЕ и рассказывается, и показывается, и проигрывается детьми через движения

Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания

Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, создании карнавальных костюмов и т.н.)

Учет специфики в развитии мальчиков и девочек

Так, девочки более успешны в маленьком пространстве, и поэтому им легко удаются мелкие работы, в отличие от мальчиков. При восприятии текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано (эмоционально или нет), а мальчики – на смысл. В движении девочки более выразительны, а мальчики – более выносливы и др. (Т. П. Хризман)

Приведите примеры реализации данных принципов на практике, обратившись к педагогической периодике и методической литературе.

5. Одной из форм организации образовательного процесса выступает совместная деятельность детей и взрослых. Познакомьтесь с вариантами ее организации:

Форма организации

Позиция взрослого

Передача ребенку средств и способов деятельности

Через

наблюдение за старшими (взрослыми), являющимися носителями культурных образцов

Неформальное партнерство взрослого и детей

Он может ставить цель сам для себя ("Я буду...") и начинать действовать, предоставляя детям возможность свободного выбора – подключиться к выполнению такой же работы или нет. В этом случае не получает оценки пи факт включения ребенка в процесс деятельности, ни ее результат. Такую позицию взрослого мы условно обозначаем как "партнер – модель".

Через непосредственное включение в их деятельность

Взрослый может осуществлять свою партнерскую позицию и иначе: предлагать детям цели работы, исследования без модуса обязательности ("Давайте будем..."), и в ходе достижения этих целей проявлять заинтересованность в результатах, включаясь в обсуждение, а в зависимости от характера цели – и во взаимодействие с другими участниками. Мы называем эту позицию "партнер – сотрудник"

Через специальное обучение отдельным элементам искусственно расчлененной деятельности

Прямое

обучение

Учительская позиция взрослого

На ваш взгляд, какая из позиций педагогов более способствует развитию личности, интересов и способностей детей, формированию системы представлений о мире и компетенций? Может ли изменяться и усложняться эта позиция с возрастом ребенка? Почему вы так думаете?

6. Как вы относитесь к тому, что занятия в детском саду, прежде выступая в качестве основной формы организации образовательного процесса, теперь проходят в игровой форме? Согласны ли вы со следующим мнением ученого?

Попытки привести этот подход в соответствие с психологическими концепциями развития и придать специфичность и целостность образовательному процессу в детском саду сводятся либо к исключительно декларативному принятию тезиса "развитие и обучение дошкольника через игру", либо к искусственному наложению сюжетного игрового контекста на все занятия с детьми на каждом из этапов дошкольного детства, что в корне противоречит возрастным тенденциям к дифференциации видов деятельности и даже может приводить к стагнации развития и регрессу.

Н. Л. Короткова

Объясните свое мнение.

7. Разработайте модель кратковременного (на две недели) образовательного процесса, направленную на развитие речи детей старшей группы детского сада.

Контекст решения задачи.

Многие дети старшей группы детского сада испытывают затруднения при установлении причинно-следственных связей между материалом, из которого выполнен предмет, и его свойствами и функциями, формулировании связанных с этим логических и речевых обобщений.

Задания, которые приведут к выполнению задачи:

– дайте объяснение особенностям развития ребенка, описанным в контексте задачи;

– определите задачи работы с детьми (на 2 недели);

– сформулируйте основные теоретические положения, лежащие в основе вашей модели.

– определите последовательность образовательных ситуаций, направленных па решение задач, опишите их, указав название каждой ситуации и основные методы;

– составьте конспект одной из ситуаций (но выбору);

– разработайте и представьте описание (или рисунок) фрагмента развивающей среды детского сада, способствующей решению задач развивающего взаимодействия между педагогом и детьми, детьми между собой, связанных с развитием речи и словесно-логического мышления;

– определите этапы, задачи и формы взаимодействия с семьями дошкольников, направленные на их включения в реализацию разработанной вами модели;

разработайте диагностическое экспресс-задание, позволяющее выявить результаты "реализации" модели.

8. Проанализируйте приведенную ниже типологию "воспитывающих сред" в условиях семьи.

Я. Корчак, определяя такую среду как "тот дух, который царит в семье", выделяет четыре типа "воспитывающей среды":

– догматическая среда, ориентированная на авторитет и необходимость как жизненный императив, дисциплину, традицию и обряд, формирует послушного, серьезного и добросовестного ребенка, стремящегося к порядку, уверенного в себе и своей правоте, в случае же общения с чуждым ей по духу ребенком... сломает его, реализуя установку: "Я из тебя сделаю человека!";

– идейная среда, ориентированная на добрую волю ребенка, на решение проблем в процессе обсуждения, на полет и порыв мысли и чувства, движение, формирует активного, эмоционального и креативного ребенка, который отвечает действием на установку взрослого: "Каким ты хочешь быть человеком?";

– среда безмятежного потребления создает атмосферу чувствительности к комфорту и внутреннего благополучия (нет ни упорства в желании сохранить, продержаться, ни в желании найти, достичь), приветливости к другим людям и снисходительности к современным проблемам и жизненным ситуациям, консервативной привычки – такая среда формирует ребенка, стремящегося к удобной жизни и отношениям, миролюбивого и не очень активного в преобразовании среды и изменении социальных отношений;

– среда внешнего лоска и карьеры ориентирована на эксплуатацию чуждых ценностей и лозунгов ради прикрытия "зияющей духовной пустоты", которая ярче всего проявляется в том, что "здесь детей и не любят, и не воспитывают, здесь их только оценивают, теряют на них или зарабатывают" – такая среда формирует у детей такие качества, как тщеславие, зависть и холодный расчет, умение манипулировать отношениями и окружающими людьми, приверженность этикетным формулам.

Как вы думаете, в чем будет проявляться специфика сотрудничества семьи и детского сада в зависимости от типа семейной "воспитывающей среды"? Как это будет соотноситься с типом образовательной среды ДОУ? Подготовьте тезисы для дискуссии.

9. Проанализируйте следующий текст.

О. М. Потаповская называет семь направлений системы работы по педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания и образования детей:

I. Содержательное направление. Оно включает разработку содержания, форм и методов интегрирования вопросов формирования ценностных ориентиров в практику семейного воспитания.

II. Социально-педагогическое направление. Оно предполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий, связанных с формированием ценностных ориентиров и адресованных различным категориям семей:

1. Семьям, переживающим разные периоды развития:

– молодежи, готовящейся к вступлению в брак;

– молодым супругам (до рождения ребенка);

– семьям, имеющим ребенка раннего возраста, не посещающего дошкольное учреждение;

– родителям детей-дошкольников;

– родителям взрослых детей, бабушкам и дедушкам и др.

2. Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи:

– многодетным;

– малоимущим;

– неполным семьям;

– семьям, имеющим детей-инвалидов.

3. Неблагополучным семьям группы риска, асоциальным семьям.

III. Программно-структурное направление, которое предполагает выделение, организационную и содержательную разработку трех последовательных этапов в работе но педагогическому сопровождению формирования ценностных ориентиров в условиях семейного воспитания и взаимодействия семьи и образовательного учреждения:

1) просвещения родителей;

2) организации совместной деятельности семей;

3) совместного воцерковления семей.

IV. Направление кадрового обеспечения системы, определяющее разработку и осуществление подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы по социальному, психолого-педагогическому и духовно-нравственному сопровождению ценностно-ориентированного семейного воспитания.

V. Организационно-политическое направление, оценивающее и реализующее возможности разработки государственной семейной политики, включение мер по поддержанию семьи в различные программы федерального уровня. В рамках этого направления деятельности в регионах, имеющих определенные ресурсы (человеческие, культурно-исторические, экономические) осуществляется разработка Подпрограмм содействия семейному ценностно-ориентированному воспитанию в рамках Региональных комплексных программ духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России.

VI. Экономическое направление. Включает определение объемов и источников финансирования Подпрограммы, организацию осуществления финансирования за счет федерального, регионального бюджетов, благотворительных фондов и контроля за расходом средств.

VII. Управленческое направление, позволяющее в рамках системной организации работ компенсировать неспособность ни одной из существующих ныне структур, работающих с семьей, эффективно содействовать преодолению кризиса семейного воспитания и разрушения системы ценностных ориентиров. Управление системой дает возможность подготовить, привлечь к работе и объединить в решении общих задач содействия возрождению православной культуры семьи все существующие службы, работающие с родителями (и семьей в целом) в региональных системах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты.

Объясните на данном примере, почему философ И. А. Ильин называет семью "первичным лоном человеческой культуры"? Он пишет по этому поводу, что семья дарит человеку "два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет дух: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение". Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека, формирования системы его ценностных ориентаций. На ваш взгляд, как и почему эта позиция ученого сегодня оказалась связанной с поддержкой семьи со стороны образовательного учреждения и государства?

Разработайте аналогичную модель поддержки семей мигрантов в области формирования ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста, связанную с присвоением характерных для традиционной культуры системы ценностей у детей. Попробуйте предупредить противоречия и проблемы, которые будут при этом связаны с конфессиональными и национальными установками "принимающих" семей и семей мигрантов.