Лекция 6. Технология принятия решений в менеджменте
Управлять – значит решать.
Заповедь менеджмента
Хорошее решение может быть с успехом применено к любой проблеме.
Всеобщий закон менеджмента
Сущность управленческих решений, их характеристика
В организационных структурах управления процессы принятия решений реализуются постоянно. Управленческие решения принимаются в ситуациях:
• возникновения новых условий, обстоятельств, нарушающих нормальный режим функционирования организации, с целью возврата ее на оптимальный уровень;
• необходимости сохранения неизменными созданных условий, если режим функционирования организации оптимален;
• необходимости перевода организации на новый режим функционирования, обусловленный новыми целями.
Принятие управленческого решения предполагает действия, направленные
→ на восстановление контроля за ходом событий;
→ корректировку нормативов оценки деловой информации в соответствии с обстановкой;
→ использование открывшихся возможностей
Управленческие решения принимаются на всех уровнях иерархической структуры предприятия. При этом определяются цели, формы деятельности, ресурсы, возможности, трудности и пути их преодоления. Все эти моменты формируются в виде управленческого решения.
Управленческое решение – творческое, волевое действие субъекта менеджмента на основе знания объективных законов функционирования управляемой подсистемы, анализа информации о ее состоянии, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы.
Для управленческого решения характерны:
• целенаправленность;
• волевой характер;
• директивность;
• конкретность.
Проблема – ситуация, характеризующаяся таким различием между желаемым и существующим состоянием управляемой подсистемы, которое препятствует ее развитию и нормальному функционированию.
Констатация возникновения проблемы и ее описание заключаются в следующем:
• конкретизация содержания проблемы;
• локализация места возникновения проблемы;
• определение момента возникновения проблемы;
• установление тенденций развития проблемы от момента возникновения до констатации;
• определение необходимости осуществления действий по устранению проблемы до выяснения причин ее возникновения.
Основные способы распределения причин возникновения проблемы:
ü выявление изменений в объекте управления и внешней среде, предшествующих возникновения проблемы;
ü выявление объектов, аналогичных рассматриваемому, где подобная проблема не возникла, и установление различий в объектах;
ü построение причинно-следственной диаграммы;
ü составление карты мнений.
Проблемы могут быть вызваны следующими факторами;
ü неверные принципы, на которых базируется деятельность предприятия;
ü завышенные или заниженные критерии;
ü ошибки, допущенные при осуществлении текущей деятельности;
ü непредвиденные обстоятельства.
Основные условия обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения:
→ применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;
→ изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;
→ снабжение лица, принимающего решение, качественной информацией;
→ применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
→ структуризация проблемы и построение дерева целей;
→ обеспечение сопоставимости вариантов решений;
→ обеспечение многовариантности решений;
→ правовая обоснованность принимаемого решения;
→ автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
→ разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
→ наличие механизма реализации решения.