Лекция 6. Технология принятия решений в менеджменте

Управлятьзначит решать.

Заповедь менеджмента

Хорошее решение может быть с успехом применено к любой проблеме.

Всеобщий закон менеджмента

Сущность управленческих решений, их характеристика

В организационных структурах управления процессы принятия решений реализуются постоянно. Управленческие решения принимаются в ситуациях:

• возникновения новых условий, обстоятельств, нарушающих нормальный режим функционирования организации, с целью возврата ее на оптимальный уровень;

• необходимости сохранения неизменными созданных условий, если режим функционирования организации оптимален;

• необходимости перевода организации на новый режим функционирования, обусловленный новыми целями.

Принятие управленческого решения предполагает действия, направленные

→ на восстановление контроля за ходом событий;

→ корректировку нормативов оценки деловой информации в соответствии с обстановкой;

→ использование открывшихся возможностей

Управленческие решения принимаются на всех уровнях иерархической структуры предприятия. При этом определяются цели, формы деятельности, ресурсы, возможности, трудности и пути их преодоления. Все эти моменты формируются в виде управленческого решения.

Управленческое решение – творческое, волевое действие субъекта менеджмента на основе знания объективных законов функционирования управляемой подсистемы, анализа информации о ее состоянии, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы.

Для управленческого решения характерны:

• целенаправленность;

• волевой характер;

• директивность;

• конкретность.

Проблема – ситуация, характеризующаяся таким различием между желаемым и существующим состоянием управляемой подсистемы, которое препятствует ее развитию и нормальному функционированию.

Констатация возникновения проблемы и ее описание заключаются в следующем:

• конкретизация содержания проблемы;

• локализация места возникновения проблемы;

• определение момента возникновения проблемы;

• установление тенденций развития проблемы от момента возникновения до констатации;

• определение необходимости осуществления действий по устранению проблемы до выяснения причин ее возникновения.

Основные способы распределения причин возникновения проблемы:

ü выявление изменений в объекте управления и внешней среде, предшествующих возникновения проблемы;

ü выявление объектов, аналогичных рассматриваемому, где подобная проблема не возникла, и установление различий в объектах;

ü построение причинно-следственной диаграммы;

ü составление карты мнений.

Проблемы могут быть вызваны следующими факторами;

ü неверные принципы, на которых базируется деятельность предприятия;

ü завышенные или заниженные критерии;

ü ошибки, допущенные при осуществлении текущей деятельности;

ü непредвиденные обстоятельства.

Основные условия обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения:

→ применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;

→ изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;

→ снабжение лица, принимающего решение, качественной информацией;

→ применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;

→ структуризация проблемы и построение дерева целей;

→ обеспечение сопоставимости вариантов решений;

→ обеспечение многовариантности решений;

→ правовая обоснованность принимаемого решения;

→ автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;

→ разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

→ наличие механизма реализации решения.