Технология диагностики кризиса: этапы и методы
Диагностирование осуществляется по определенным этапам, каждый из которых предполагает использование определенного набора методов диагностирования.
По критериям идентификации и особенностям объекта управления выделяют два этапа диагностики кризиса:
• установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов;
• выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров с базовыми.
Первый этап называется этапом качественной идентификации объекта и подразумевает определение наличия у объекта таких параметров, которые являются общими для некоторой совокупности объектов. Например, для диагностики макроэкономического кризиса необходимо определить, к какой группе исходя из типа национальной экономики относится интересующее нас государство: к промышленно развитым, развивающимся странам или к странам с переходной экономикой.
Для диагностики кризиса в конкретной системе необходимо определить, к какой формы собственности принадлежит эта система: к государственной, частной, акционерной и т.д.
На втором этапе осуществляют количественную идентификацию объекта. Для этого используют параметры диагноза, определяемые как отклонения их фактических значений от базовых.
Методы, формы и средства постановки диагноза могут весьма существенно различаться в зависимости от природы объекта исследования. Важным фактором, влияющим на выбор средств и методов диагностики, является время. В соответствии с целями и задачами диагностирования состояние объекта может оцениваться на определенный момент времени. Этот вариант называется диагностикой статического состояния. Если нужно оценить состояние объекта в течение определенного периода времени, осуществляется диагностика процесса. Здесь большое значение имеет организация самого процесса диагностики.
В процессе диагностирования необходимо точно оценить реальную потребность в выборе данной формы исследования, соотнеся ее со сложностью и масштабностью объекта диагностики. Диагностика осуществляется различными методами: аналитическими, экспертными, линейного и динамического программирования, диагностикой на моделях.
К аналитическим относятся методы, основанные на различных операциях со статистическими данными. Аналитическая диагностика предполагает проведение диагностических исследований бесконтактными методами с помощью статистической информации, с использованием методов комплексного экономического анализа, балльных оценок и т.п.
Под экспертной диагностикой понимаются средства ее проведения, основанные на обобщении оценок и информации, данной экспертами. Экспертная диагностика строится на информации, получаемой для целей диагностики контактными методами посредством проведения специальных экспертных опросов. В этой диагностике используется большое количество приемов и методов экспертных оценок, специальных коэффициентов и показателей сравнительной экономической эффективности и др.
Линейное программирование – математический прием, используемый для определения лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата. Он позволяет оптимизировать тот или иной процесс, увеличивать прибыль, эффективно использовать ресурсы и время.
Динамическое программирование – вычислительный метод для решения задач управления определенной структурой, когда задача с несколькими переменными представляется как многошаговый процесс принятия решения. На каждом шаге определяется экстремум функции только от одной переменной. В этом случае исследование проходит в три этапа:
• построение математической модели. Диагностика на модели представляет собой процесс получения информации о диагностируемом объекте с помощью модельных имитаций;
• решение управленческой задачи;
• анализ и обобщение полученных результатов.
Возможность использования различных методов диагностики позволяет получить комплекс принципиально новых данных относительно диагностируемого объекта, предмета, явления, процесса и сделать соответствующие выводы относительно его экономического и социального развития.
Для диагностики необходимо использовать такие показатели и критерии, как долговая нагрузка, социальная и стратегическая значимость продукции или услуг, объем свободного от залога имущества, возможность рефинансирования краткосрочных кредитов и займов, степень государственного регулирования отрасли, степень оптимизации налогообложения, соблюдение антимонопольного законодательства.
Можно проводить диагностику по сфере диагностирования в следующие три этапа. На первом этапе финансово-экономические показатели деятельности фирмы за последние три года сравниваются со среднеотраслевыми значениями, кроме того, для выявления слабых сторон организации ее показатели сравниваются со значениями трех-четырех наиболее эффективных и конкурентоспособных фирм в отрасли. Такая база для сравнения обусловлена спецификой и существенными отличиями между отраслями промышленности и экономики. Если показали оцениваемой фирмы намного хуже среднеотраслевых значений, имеются предпосылки наступившего кризиса. На втором этапе параллельно с сопоставлением финансово-экономических показателей фирмы со среднеотраслевыми значениями для выявления слабых сторон рекомендуется оценить показатели в динамике. Неблагоприятная динамика показателей, как правило, является признаком кризиса. На третьем этапе предлагается проанализировать ряд критериев, сигнализирующих о наступлении кризиса в настоящем или будущем. Сравнение и оценка финансово-экономических показателей деятельности фирмы, анализ критериев, позволяющих диагностировать кризис, позволяют выявить потенциальные угрозы, определить вероятность наступления кризиса, степень его тяжести, определить причины кризиса (табл. 6.4).
Таблица 6.4. Основные показатели и критерии для выявления признаков наступившего либо потенциального кризиса
Сравнение финансово-экономических показателей фирмы (за три последних года) со среднеотраслевыми значениями и со значениями трех-четырех наиболее эффективных и конкурентоспособных фирм в отрасли |
Оценка изменения финансово- экономических показателей фирмы за несколько последних лет |
Масштабы бизнеса (размер выручки) и доля освоенного рынка |
|
Темпы роста объемов производства |
|
Темпы роста выручки |
|
Показатели рентабельности (валовая, операционная рентабельность по чистой прибыли) |
|
Структура выручки, себестоимости, доля коммерческих и административных расходов в выручке, стоимость заемных средств |
|
Показатели долговой нагрузки (соотношение долга и прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации, соотношение долга и операционного денежного потока, соотношение операционной прибыли и процентов к уплате, доля собственного капитала в пассиве) |
|
Доля краткосрочной задолженности в структуре кредитного портфеля |
|
Показатели ликвидности |
|
Показатели оборачиваемости |
|
Анализ критериев и показателей |
|
Социальная или стратегическая значимость продукции или услуг |
|
Объем свободного от залога имущества |
|
Кредитное качество контрагентов, финансовое состояние банков |
|
Возможность рефинансирования краткосрочных кредитов и займов |
|
Невыполнение обязательств перед контрагентами |
|
Степень насыщения рынков производимой продукцией |
|
Уровень конкуренции |
|
Конкурентоспособность товаров |
|
Затоваривание складов |
|
Неблагоприятные изменения в портфеле заказов |
|
Уровень просроченной дебиторской и кредиторской задолженности |
|
Степень государственного регулирования отрасли |
|
Уровень загрузки мощностей и степень их износа |
|
Широта клиентской базы, ее изменение |
|
Обеспеченность собственным сырьем |
|
Количество поставщиков и их доля в структуре поставок |
|
Степень изменчивости цен на сырье и готовую продукцию |
|
Степень оптимизации налогообложения |
|
Частота предъявления налоговых претензий фирмам отрасли, предъявление налоговых претензий фирме |
|
Частота судебных разбирательств |
|
Соответствие стратегии развития рыночным условиям |
|
Соблюдение антимонопольного законодательства |
|
Возможность лобби на уровне власти, отношения с государственными органами |
|
Профессионализм руководства и специалистов, соответствие их знаний и опыта занимаемой должности |
|
Технология управления, информационное обеспечение |
|
Кадровая политика, степень удовлетворенности сотрудников работой |
|
Привлекательность фирмы для поглощения конкурентами |
В оценке кризиса необходимо использовать комплексный подход, при котором учитываются характер кризиса, особенности организации, стадия кризисного процесса, возможные его последствия, комбинация принципов, их ранжирование и взаимодействие.