Технология диагностики кризиса: этапы и методы

Диагностирование осуществляется по определенным этапам, каждый из которых предполагает использование определенного набора методов диагностирования.

По критериям идентификации и особенностям объекта управления выделяют два этапа диагностики кризиса:

• установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов;

• выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров с базовыми.

Первый этап называется этапом качественной идентификации объекта и подразумевает определение наличия у объекта таких параметров, которые являются общими для некоторой совокупности объектов. Например, для диагностики макроэкономического кризиса необходимо определить, к какой группе исходя из типа национальной экономики относится интересующее нас государство: к промышленно развитым, развивающимся странам или к странам с переходной экономикой.

Для диагностики кризиса в конкретной системе необходимо определить, к какой формы собственности принадлежит эта система: к государственной, частной, акционерной и т.д.

На втором этапе осуществляют количественную идентификацию объекта. Для этого используют параметры диагноза, определяемые как отклонения их фактических значений от базовых.

Методы, формы и средства постановки диагноза могут весьма существенно различаться в зависимости от природы объекта исследования. Важным фактором, влияющим на выбор средств и методов диагностики, является время. В соответствии с целями и задачами диагностирования состояние объекта может оцениваться на определенный момент времени. Этот вариант называется диагностикой статического состояния. Если нужно оценить состояние объекта в течение определенного периода времени, осуществляется диагностика процесса. Здесь большое значение имеет организация самого процесса диагностики.

В процессе диагностирования необходимо точно оценить реальную потребность в выборе данной формы исследования, соотнеся ее со сложностью и масштабностью объекта диагностики. Диагностика осуществляется различными методами: аналитическими, экспертными, линейного и динамического программирования, диагностикой на моделях.

К аналитическим относятся методы, основанные на различных операциях со статистическими данными. Аналитическая диагностика предполагает проведение диагностических исследований бесконтактными методами с помощью статистической информации, с использованием методов комплексного экономического анализа, балльных оценок и т.п.

Под экспертной диагностикой понимаются средства ее проведения, основанные на обобщении оценок и информации, данной экспертами. Экспертная диагностика строится на информации, получаемой для целей диагностики контактными методами посредством проведения специальных экспертных опросов. В этой диагностике используется большое количество приемов и методов экспертных оценок, специальных коэффициентов и показателей сравнительной экономической эффективности и др.

Линейное программирование – математический прием, используемый для определения лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата. Он позволяет оптимизировать тот или иной процесс, увеличивать прибыль, эффективно использовать ресурсы и время.

Динамическое программирование – вычислительный метод для решения задач управления определенной структурой, когда задача с несколькими переменными представляется как многошаговый процесс принятия решения. На каждом шаге определяется экстремум функции только от одной переменной. В этом случае исследование проходит в три этапа:

• построение математической модели. Диагностика на модели представляет собой процесс получения информации о диагностируемом объекте с помощью модельных имитаций;

• решение управленческой задачи;

• анализ и обобщение полученных результатов.

Возможность использования различных методов диагностики позволяет получить комплекс принципиально новых данных относительно диагностируемого объекта, предмета, явления, процесса и сделать соответствующие выводы относительно его экономического и социального развития.

Для диагностики необходимо использовать такие показатели и критерии, как долговая нагрузка, социальная и стратегическая значимость продукции или услуг, объем свободного от залога имущества, возможность рефинансирования краткосрочных кредитов и займов, степень государственного регулирования отрасли, степень оптимизации налогообложения, соблюдение антимонопольного законодательства.

Можно проводить диагностику по сфере диагностирования в следующие три этапа. На первом этапе финансово-экономические показатели деятельности фирмы за последние три года сравниваются со среднеотраслевыми значениями, кроме того, для выявления слабых сторон организации ее показатели сравниваются со значениями трех-четырех наиболее эффективных и конкурентоспособных фирм в отрасли. Такая база для сравнения обусловлена спецификой и существенными отличиями между отраслями промышленности и экономики. Если показали оцениваемой фирмы намного хуже среднеотраслевых значений, имеются предпосылки наступившего кризиса. На втором этапе параллельно с сопоставлением финансово-экономических показателей фирмы со среднеотраслевыми значениями для выявления слабых сторон рекомендуется оценить показатели в динамике. Неблагоприятная динамика показателей, как правило, является признаком кризиса. На третьем этапе предлагается проанализировать ряд критериев, сигнализирующих о наступлении кризиса в настоящем или будущем. Сравнение и оценка финансово-экономических показателей деятельности фирмы, анализ критериев, позволяющих диагностировать кризис, позволяют выявить потенциальные угрозы, определить вероятность наступления кризиса, степень его тяжести, определить причины кризиса (табл. 6.4).

Таблица 6.4. Основные показатели и критерии для выявления признаков наступившего либо потенциального кризиса

Сравнение финансово-экономических показателей фирмы (за три последних года) со среднеотраслевыми значениями и со значениями трех-четырех наиболее эффективных и конкурентоспособных фирм в отрасли

Оценка изменения финансово- экономических показателей фирмы за несколько последних лет

Масштабы бизнеса (размер выручки) и доля освоенного рынка

Темпы роста объемов производства

Темпы роста выручки

Показатели рентабельности (валовая, операционная рентабельность по чистой прибыли)

Структура выручки, себестоимости, доля коммерческих и административных расходов в выручке, стоимость заемных средств

Показатели долговой нагрузки (соотношение долга и прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации, соотношение долга и операционного денежного потока, соотношение операционной прибыли и процентов к уплате, доля собственного капитала в пассиве)

Доля краткосрочной задолженности в структуре кредитного портфеля

Показатели ликвидности

Показатели оборачиваемости

Анализ критериев и показателей

Социальная или стратегическая значимость продукции или услуг

Объем свободного от залога имущества

Кредитное качество контрагентов, финансовое состояние банков

Возможность рефинансирования краткосрочных кредитов и займов

Невыполнение обязательств перед контрагентами

Степень насыщения рынков производимой продукцией

Уровень конкуренции

Конкурентоспособность товаров

Затоваривание складов

Неблагоприятные изменения в портфеле заказов

Уровень просроченной дебиторской и кредиторской задолженности

Степень государственного регулирования отрасли

Уровень загрузки мощностей и степень их износа

Широта клиентской базы, ее изменение

Обеспеченность собственным сырьем

Количество поставщиков и их доля в структуре поставок

Степень изменчивости цен на сырье и готовую продукцию

Степень оптимизации налогообложения

Частота предъявления налоговых претензий фирмам отрасли, предъявление налоговых претензий фирме

Частота судебных разбирательств

Соответствие стратегии развития рыночным условиям

Соблюдение антимонопольного законодательства

Возможность лобби на уровне власти, отношения с государственными органами

Профессионализм руководства и специалистов, соответствие их знаний и опыта занимаемой должности

Технология управления, информационное обеспечение

Кадровая политика, степень удовлетворенности сотрудников работой

Привлекательность фирмы для поглощения конкурентами

В оценке кризиса необходимо использовать комплексный подход, при котором учитываются характер кризиса, особенности организации, стадия кризисного процесса, возможные его последствия, комбинация принципов, их ранжирование и взаимодействие.