Технология диагностики
Диагностика, как и любой вид деятельности, осуществляется в определенных технологических схемах. Технология диагностики управления включает в себя следующие процедуры:
1) создание информационной базы;
2) разработку системы оценочных критериев (показателей);
3) сбор аналитических данных для начального этапа проведения диагностирования:
4) анализ состояния системы управления;
5) выявление первоочередной проблемы;
6) обобщающую оценку состояния управления;
7) принятие решения по данным диагноза – программу преобразований и исследований тенденций развития как положительных, так и отрицательных.
В технологии диагностики выделяют два этапа, каждый из которых предполагает использование определенного набора методов диагностирования:
1) установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов;
2) выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров с базовыми параметрами.
Первый этап называется этапом качественной идентификации объекта и подразумевает определение наличия у объекта таких параметров, которые являются общими для некоторой совокупности объектов. Например, для диагностики системы управления необходимо определить, к какой группе в типологии систем управления она относится.
На втором этапе осуществляют количественную идентификацию объекта. Для этого используют базовые параметры диагноза, определяемые как отклонения их фактических значений от базовых.
Методы, формы и средства постановки диагноза могут весьма существенно различаться в зависимости от природы объекта исследования. Важным фактором, влияющим на выбор средств и методов диагноза, является время. В соответствии с целями и задачами диагностирования состояние объекта может оцениваться на определенный момент времени. Этот вариант называется диагностикой статического состояния. Если нужно оценить состояние объекта в течение определенного периода времени, осуществляется диагностика процесса. Здесь большое значение имеет организация самого процесса диагностики.
При проведении диагностики необходимо точно оценить реальную потребность в выборе данной формы диагностирования, соотнеся ее со сложностью и масштабностью объекта диагноза. Диагностика осуществляется различными методами: аналитическими, экспертными, линейного и динамического программирования, диагностикой на моделях.
К аналитическим относятся методы, основанные на различных операциях со статистическими данными. Аналитическая диагностика предполагает проведение диагностических исследований бесконтактными методами с помощью статистической информации, с использованием методов комплексного анализа, балльных оценок и т.п.
Под экспертной диагностикой понимаются средства постановки диагноза, основанные на обобщении оценок и информации, данной экспертами. Экспертная диагностика строится на информации, получаемой контактными методами посредством проведения специальных экспертных опросов. При этом используется большое количество приемов и методов экспертных оценок, специальных коэффициентов и показателей сравнительной экономической эффективности и др.
Линейное программирование – математический прием, применяемый для определения лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата. Он позволяет оптимизировать тот или иной процесс, эффективно использовать ресурсы и время.
Динамическое программирование – вычислительный метод для решения задач управления определенной структуры, когда задача с п переменными представляется как многошаговый процесс принятия решения. На каждом шаге определяется экстремум функции только от одной переменной. В этом случае исследование проходит три этапа:
1) построение математической модели. Диагностика с помощью модели представляет собой процесс получения информации о диагностируемом объекте с помощью модельных имитаций;
2) совершенствование определенных параметров;
3) анализ и обобщение полученных результатов. Возможность использования различных методов диагностики позволяет получить комплекс принципиально новых данных относительно диагностируемого объекта, предмета, явления, процесса и сделать соответствующие выводы относительно его развития.