Вопросы воспитания

Основой воспитания является духовное, нравственное формирование личности. Понимание соответствующего педагогического процесса в мировой науке и практике противоречиво. С одной стороны, сохраняются традиции авторитарного воспитания, с другой – получают распространение идеи, исходящие из необходимости развития самостоятельности, эвристического мышления, коммуникативности, гуманной и культурной сторон личности.

В столкновении этих идей неоднозначно трактуется место наставника как одна из центральных фигур педагогического процесса. По-прежнему сильна традиция, согласно которой педагог обладает неким правом "вето", а его суждения должны быть для воспитанника непререкаемыми. Вместе с тем такой подход выглядит все более несостоятельным. Послушанию, основанному на безусловном авторитете педагога, противопоставляются иные характеристики педагогического труда: любовь к детям, инициативность, открытость, умение сотрудничать с коллегами, учениками и их родителями. Вразрез педагогическому авторитаризму развиваются идеи гуманного, свободного воспитания. Усиливается внимание к условиям жизни школьника. Возрастает стремление обеспечить комфортную психологическую атмосферу, когда поощряются успехи детей, их познавательная и творческая активность, склонности и интересы. Все бо́льшую популярность приобретают идеи, которые основаны на сотрудничестве учителя и ученика, когда воспитанник становится полноправным участником педагогического процесса, возникают доверительные, непринужденные отношения между детьми и взрослыми, реализуются коллективные формы воспитания, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей, рождается обстановка радости и творчества. Добрым знаком подобных намерений стал "день без подзатыльников", который совместно устроили родители и учителя Западной Европы 30 апреля 2007 г.

Многие учителя разделяют идеи антиавторитарного гуманного воспитания. М. Бивукарис – победительница конкурса "Учитель года" (США) (1991) заявляет, что идеальный учитель непременно должен любить детей, обладать чуткостью, быть внимательным к своим подопечным, доверять им. Такой учитель видит свою задачу в развитии самостоятельности школьника, уважает право каждого на собственное мнение. "Хороший учитель сеет добрые семена", – заключает учительница.

В зарубежной педагогике прослеживаются разновекторные группы идей, касающихся проблем воспитания. Примечательна в связи с этим полемика американских и британских педагогов. Ф. Мей в книге "Нравственное воспитание в школе" (1971) обосновывает два пути воспитания: строгий контроль и внушение норм морали. Л. Ритц, С. Саймон и М. Хармин – авторы работы "Ценности и обучение" (1966), напротив, возражают против подчинения воспитанника внешнему контролю и провозглашают необходимость сознательного усвоения нравственных норм и ценностей. Они исходят из потребности сформировать способность к нравственным суждениям и поступкам через индивидуальное и самостоятельное осмысление таких духовных ценностей, как свобода выбора, независимость, альтруизм, ответственность, противостояние авторитарным предписаниям. Теоретик рефлексивного по характеру воспитания Д. Вилсон в книге "Введение в нравственное воспитание" (1975) рассматривает педагогический процесс как выработку множества нравственных условных рефлексов. По его утверждениям, воспитанный человек приходит к нравственным суждениям и поступкам, сообразуясь с этими рефлексами.

Зарубежная педагогика накопила определенный запас идей гуманного воспитания, при котором формируется соответствующее поведение – от привычки уступать в транспорте место старшим до готовности откликаться на чужую беду. На Западе получила распространение так называемая поведенческая методика воспитания. Она предусматривает свободную игровую обстановку, партнерство воспитанников и наставников.

Важное значение для воспитания самостоятельности и активности имеет самоуправление учащихся. Традиционный вид ученического самоуправления – система, при которой школьники помогают учителям поддерживать дисциплину в классе, координируют внеклассную работу. Обычно подобная система имеет форму ученических советов. Ученическое самоуправление, однако, не оправдало надежд на резкое улучшение результатов воспитания. Оно находилось под прессингом школьной администрации и недостаточно поощряло самостоятельность и активность учащихся. По этой причине было предложено создавать школьные советы, в состав которых входят ученики, преподаватели, родители, представители администрации и общественности. Преимущественные направления их деятельности – вовлечение учащихся в текущую жизнь школы, развитие в учениках самостоятельности, умения отстаивать собственные взгляды и требования, воспитание культуры общения. Школьные советы улучшили психологический климат в школе. Тем не менее и они не помогли полностью изжить авторитарное отношение педагогов к учащимся.

Традиционная сфера интересов в мировой педагогике – воспитание в процессе обучения. Учебные программы непременно предусматривают решение задач нравственного, интеллектуального, физического, трудового воспитания учащихся.