Лекция III. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Управленческое решение представляет собой вывод о том, какие действия нужно осуществить для того, чтобы наилучшим способом достичь намеченной цели в заданные сроки.
Процесс принятия управленческого решения — это совокупность последовательных действий по поиску и анализу необходимой информации о сложившейся проблеме, нахождению вариантов ее решения, выбору и реализации оптимального пути достижения цели социально-экономической системы. Данный процесс включает в себя следующие этапы:
1) выявление, анализ, диагностика проблемы;
2) формирование целей и задач решения проблемы с учетом ограничений;
3) анализ способов решения проблемы и адекватных им управленческих решений;
4) моделирование вариантов сценариев, оценка результатов и последствий реализации разных вариантов;
5) выбор предпочтительного варианта, обоснование выбора;
6) принятие управленческого решения;
7) доведение принятого решения до исполнения;
8) управление реализацией решения.
Ключевым моментом управления любой социально-экономической системой (организацией, коллективом, отраслью, муниципальным образованием, регионом или страной) является принятие своевременного и эффективного управленческого решения.
Необходимость в решении возникает при появлении противоречия, проблемы, дискомфорта, достижении поставленной цели. Одни решения сменяют другие, создавая непрерывный поток.
Принятие управленческого решения — это сложный и ответственный процесс. Сфера влияния и риск негативных последствий обусловливают высокие требования к качеству управленческого решения и, соответственно, к уровню профессионализма лиц, принимающих решения. В крупных организациях, в государственном и муниципальном управлении принятие управленческого решения основывается на четком разделении труда и специализации: одни сотрудники осуществляют анализ и диагностику процессов, разрабатывают проекты управленческих решений; другие дают им оценку и принимают решения; третьи организуют и исполняют их; четвертые осуществляют контроль хода исполнения решений.
Управленческое решение служит одним из инструментов воздействия субъекта управления на объект с целью достижения цели. При этом объектом управленческого решения могут являться как социально-экономические системы в целом, так и ее подсистемы, составные части, элементы, происходящие в них процессы. Социально-экономические системы, как правило, достаточно сложные объекты управления, поскольку их определяющий элемент — люди и социальные группы — изменчивы в своих реакциях, настроениях, оценках, поступках, поведении. Комплексность и динамичность социально-экономических процессов налагаются на многослойность и неоднородность человеческого фактора, что делает задачу принятия качественного управленческого решения особенно сложной.
Управленческое решение представляет собой результат творческой мыслительной деятельности субъекта управления, связанной с идентификацией проблемы, анализом и оценкой ситуации, прогнозированием тенденций развития, социально-экономическим обоснованием и выбором альтернатив поведения и программ действий социально-экономической системы по разрешению возникшей проблемы или достижению поставленных целей. При этом выделяются различные виды решений в соответствии со следующими критериями (табл. 12.1).
Таблица 12.1. Критерии классификации и виды управленческих решений
Критерии классификации |
Виды |
По форме принятия решения |
Закон, указ, приказ, распоряжение, договор, программа, план, устав, положение, правила, инструкции и т.д. |
По сфере действия |
Кадровые, технические, экономические, социальные, правовые, по НИОКР, маркетингу и др. |
По уровню воздействия |
Внешние, внутренние, топ-менеджмент, средний уровень, нижний уровень |
По степени влияния на будущее |
Стратегические, тактические, оперативные |
По функциональной направленности |
Производственные, плановые, организационные, мотивационные, контролирующие, информационные и т.п. |
По характеру мыслительного процесса |
Интуитивные, основанные на здравом смысле и суждении, рациональные |
По преобладанию личных качеств разработчиков и лиц, принимающих решения |
Осторожные, инертные, уравновешенные, импульсивные, рискованные |
По характеру организации подготовки решения |
Авторитарные, консультативные, коллегиальные, коллективные |
По способу фиксации и передачи |
Письменные, вербальные |
Среди принимаемых решений встречаются также полезные, эффективные и ненужные, формальные. Первые улучшают дело, способствуют преодолению возникающих угроз н противоречий, увеличивают полезные результаты компании, региона, страны. Вторые мало меняют или ничего не меняют в производстве, отвлекают людей от дела, засоряют информационные каналы. Поэтому перед принятием очередного решения руководителю необходимо разобраться, нужно ли оно, и почему не выполнено предыдущее решение.
В эффективных, полезных выделяются стереотипные, оперативные решения и новаторские, стратегические решения. В первом случае затрагиваются в основном сроки, отдельные количественные параметры, исполнители, а общая структура экономической системы остается прежней. Такие решения принимаются обычно быстро, без большой подготовки. Во втором случае принимаются решения, творческие по содержанию и характеру, направляющие, организующие и стимулирующие коллективные действия людей для повышения социально-экономической эффективности и достижения стратегических целей. К разработке таких решений привлекаются опытные и знающие будущих исполнителей специалисты.
Для успешного выполнения структурных преобразований решение должно отвечать требованиям своевременности, обоснованности, экономичности, непротиворечивости, адаптивности, выполнимости (табл. 12.2).