Вопросы таможенного контроля в рамках государств - членов Содружества Независимых Государств
Таможенный контроль и таможенное оформление товаров, перемещаемых в рамках торговли с государствами - участниками СНГ, необходимо рассматривать с точки зрения исторически обусловленных интеграционных процессов, происходящих на постсоветском пространстве: СНГ - ТС - ЕврАзЭС - Союзное государство - ТС.
В соответствии с Соглашением о создании СНГ и протоколом к Соглашению (декабрь 1991 г.) провозглашено образование на равноправных началах СНГ. Учредителями СНГ стали следующие государства: Российская Федерация, Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Грузия (18 августа 2008 г. Министерство иностранных дел Грузии известило нотой Исполнительный Комитет СНГ о выходе страны из СНГ), Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина, Республика Молдова.
Стремясь к дальнейшему развитию сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений и тесной таможенной интеграции, а также к обеспечению дальнейшего развития стран на демократических принципах, 5 января 1995 г. было подписано "Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь". Соглашение явилось основополагающим документом на пути создания ТС. В дальнейшем к ТС присоединились Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан.
В рамках ТС 10 октября 2000 г. был подписан договор в учреждении ЕврАзЭС. Но ТС в рамках ЕврАзЭС нельзя рассматривать в настоящее время как единое таможенное пространство, единую таможенную территорию, наделенную международной правосубъектностью. Таковой территорией в настоящее время является только территория РФ, Казахстана и Беларуси.
Таможенный контроль имеет свои особенности в зависимости от степени интеграции между государствами, входящими в то или иное сообщество или союз.
Таможенный контроль товаров, перемещаемых в рамках торговли с государствами - участницами СНГ, производится в общем порядке, установленном законодательством РФ и международными договорами.
Непосредственное влияние на процедуру таможенного контроля оказывают влияние факторы, обусловленные видом товара, видом транспорта, на котором товар перевозится, и т.п. И, конечно же, таможенный контроль перемещаемых товаров зависит от их происхождения.
Так, в отношении товаров государств - участников СНГ, ввозимых в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (за исключением перевозимых железнодорожным транспортом, а также подлежащих маркировке специальной акцизной маркой), таможенный контроль и оформление, как правило, производятся таможенными органами, расположенными в местах их ввоза (пунктах пропуска) на таможенную территорию РФ.
Независимо от таможенной процедуры и способа транспортировки в этих местах подлежат таможенному контролю и оформлению товары в случаях, когда перемещающее их лицо расположено в регионе деятельности таможни пункта пропуска.
Таможенный контроль и оформление товаров в пунктах пропуска должны начинаться незамедлительно после их прибытия и представляться таможенному органу в минимально короткие сроки. Таможенный контроль производится в два этапа: документальный контроль; осмотр и выборочный досмотр товаров и транспортных средств.
В случае если по каким-либо причинам таможенное оформление товаров невозможно осуществить непосредственно в пункте пропуска, такие товары подлежат помещению под таможенным контролем на приграничные СВХ либо транспортировке в таможенные органы назначения в соответствии с правилами доставки товаров под таможенным контролем.
При этом товары, которые подлежат контролю иных государственных органов, доставляются в таможенные органы назначения с таможенным сопровождением таможенным перевозчиком или государственными железными дорогами.
Странами - участницами СНГ также достигнуты договоренности, направленные на упрощение таможенных процедур на внутренних таможенных границах этих государств в отношении товаров третьих государств, следующих транзитом через их территории.
В случаях когда товары ввозятся из третьих стран в одно из государств - участников СНГ транзитом через территорию других государств Содружества, а также вывозятся в третьи государства на аналогичных условиях, их таможенное оформление проводится соответственно таможенными органами государства назначения или отправления.
Товары, перевозимые транзитом между таможенными органами государств СНГ, освобождаются от таможенного досмотра, таможенных пошлин, налогов и сборов за таможенное оформление. Отпадает также необходимость в получении разрешения на транзит.
Основанием для беспрепятственного пропуска таких товаров через внутренние таможенные границы этих государств является разрешительный штамп таможенного органа страны первоначального оформления, проставленный на товаротранспортных документах. При этом товары, вывозимые в третьи государства и не оформленные таможенным органом государства отправления, не допускаются к транзиту через территорию Содружества и задерживаются таможней, установившей этот факт.
Происхождение товара с таможенной территории государства - участника СНГ и возможность применения к нему режима свободной торговли определяется Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными решением Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2000 г. (с изм. от 28 сентября 2012 г.).
В соответствии с данными правилами порядок определения страны происхождения товаров, ввозимых на территорию государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. из третьих стран и вывозимых в третьи страны из этих государств, регламентируется национальными законодательствами государств - участников Соглашения и международными договорами.
Следует учитывать, что товары пользуются режимом свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Соглашения, если они соответствуют критериям происхождения, установленным Правилами определения страны происхождения товаров, а также:
1) экспортируются на основании договора (контракта) между резидентами государств - участников Соглашения и ввозятся с таможенной территории одного государства - участника Соглашения на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения;
2) ввозятся физическим лицом - резидентом государства - участника Соглашения с таможенной территории одного из государств - участников Соглашения на таможенную территорию другого государства-участника. При этом товар не должен покидать территории государств - участников Соглашения.
Для признания хозяйствующего субъекта или физического лица резидентом государства - участника Соглашения следует руководствоваться национальным законодательством этих государств - участников Соглашения.
В заключение отметим, что экономическую интеграцию на территории стран - участниц СНГ в настоящее время можно расценивать как вступившую в наиболее активную фазу за весь период его существования, и образование ТС, открытого для присоединения новых членов, - это начало нового этапа взаимовыгодного сотрудничества в таможенной сфере. Вперед фаза - образование общего экономического пространства, которое планируется завершить к 2012 г. Разумеется, указанные процессы протекают не без трудностей. Определенная несогласованность действий сторон проявляется сейчас, например, при экспорте из России в Казахстан. Казахстан, который решил сохранить в торговле с Россией и Беларусью таможенный контроль вплоть до 1 июля 2011 г. (в этот день его граница с третьими странами станет внешней границей всего ТС), требует экспортные декларации на товар, а Россия их уже не должна выдавать, поскольку в России в соответствии с ТК ТС уже действуют другие правила.
Среди перспективных направлений сотрудничества стран - участниц СНГ в рамках таможенного дела отметим задачу по максимальному упрощению и унификации пограничных и таможенных формальностей для лиц, пересекающих границу в приграничных областях. Примером может служить подписанный 27 октября 2010 г. Меморандум о взаимопонимании между ФТС России и ГТС Украины по осуществлению совместного таможенного контроля в пунктах пропуска через российско-украинскую государственную границу. Актуальными остаются вопросы информационного взаимодействия ТС с таможенными службами Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы и Армении. В апреле 2010 г. в Москве подписан протокол между ФТС России и Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан об организации эксперимента по предварительному информированию. В июне того же года в Ялте на 51-м заседании Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ с таможенными службами Украины и Молдовы подписаны технические условия обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы.
18 октября 2011 г. в Донецке в ходе II Российско-Украинского межрегионального экономического форума приняты следующие актуальные документы о таможенном сотрудничестве:
o протокол между ФТС России и ГТС Украины о взаимном признании отдельных результатов таможенного контроля товаров и транспортных средств при осуществлении таможенных операций при пересечении российско-украинской государственной границы;
o совместное заявление руководителя ФТС России и председателя ГТС Украины относительно первоочередного пропуска через таможенную границу товаров с ограниченным сроком хранения;
o соглашение между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве при осуществлении совместного контроля лиц, транспортных средств и товаров на российско-украинской государственной границе.