Сущность, цели, задачи и принципы социального партнерства в социальных службах муниципалитета
Основные факторы, способствующие формированию социально-партнерских отношений в обществе и в социальных службах муниципалитета:
— технико-технологические — связаны с возрастающей сложностью и интеллектуализацией общественного труда, когда наемный работник из простого исполнителя технологических операций становится активным субъектом производственного процесса, принимающего участие в управлении;
— социально-экономические — связаны с изменением социальной структуры общества, снижением удельного веса занятых малоквалифицированным, низкооплачиваемым трудом, а также превращением части работников в совладельцев собственности, т.е. акционеров, формированием так называемого среднего класса;
— общественно-политические — характеризуют качественное улучшение политической культуры населения, формирование возрастающей роли профессиональных объединений трудящихся, а также ассоциаций работодателей, формирование социальной политики, отвечающей интересам большинства населения, и т.д.;
— нравственно-психологические факторы связаны с гуманизацией общественных, социально-трудовых отношений, признанием за работниками права на достойную оплату их труда, осознанием обществом необходимости социального мира и согласием на основе заключения договоров и соглашений.
Важнейшие условия, способствующие формированию социально-партнерских отношений в обществе и в социальных службах муниципалитета:
наличие гражданского общества, позволяющего эффективно функционировать широкому спектру неправительственных, общественных организаций;
— наличие широкой правовой основы для становления и развития социального партнерства;
— непосредственное участие работников в регулировании социально-трудовых отношений, наряду с работодателями и государством, т.е. наличие реального трипартизма в этих взаимоотношениях.
Основные черты социального партнерства в социальных службах муниципалитета:
— отношения между субъектами, сторонами, имеющими наряду с общими, тождественными интересами и принципиально различные, иногда даже противоположные социальные, экономические и политические интересы;
— ориентация не на конфронтацию сторон, а на поиск и достижение социального консенсуса, на обеспечение оптимального баланса в реализации различных специфических интересов субъектов, сторон социального партнерства;
— тип отношений, в котором объективно заинтересованы все важнейшие социальные группы и государство в целом1.
Уровни социального партнерства в муниципальных районах определены в ст. 26 ТК РФ и предусматривают территориальный уровень социального партнерства, устанавливающий условия регулирования социально-трудовых отношений в сфере труда в одном муниципальном образовании. В границах муниципального района наличие нескольких муниципальных образований влечет необходимость сотрудничества в сфере регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений на следующих уровнях: межмуниципальный; межмуниципальный отраслевой; межмуниципальный межотраслевой.
В соответствии с уровнями социального партнерства комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в рамках границ муниципальных образований в муниципальном районе могут быть образованы в разном количественном сочетании.
Организация работы органов и представителей сторон социального партнерства в муниципальном районе осуществляется согласно регламенту работы муниципальной (межмуниципальной) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Структура органов и представителей сторон, сочетание элементов социального партнерства и механизм их взаимодействия представлены на рис. 8.2 и могут быть использованы в любом регионе Российской Федерации с учетом специфики их административно-территориального деления, территориального устройства и социально-экономического развития муниципальных образований в муниципальном районе.
Рис. 8.2. Модель системы социального партнерства на уровне муниципального образования и в организациях: основные элементы и их взаимосвязи
В социальной сфере важным и значимым является социальное партнерство муниципалитетов, муниципальных образований и учреждений социального обслуживания населения, обеспечение усиления адресной социальной поддержки населения; недопустимости проведения социальных реформ за счет снижения качества жизни отдельных групп населения; доступности основных социальных благ, прежде всего общего и профессионального образования, медицинского обслуживания.