Судебные и внесудебные процедуры несостоятельности (банкротства) организаций
Важную роль среди общих положений о банкротстве занимают его процедуры.
Процедура банкротства – это совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.
Воздействие на должника на разных этапах процесса несостоятельности осуществляется с помощью различных процедур, которые можно подразделить на три группы:
1) обеспечительные, включающие такие меры, как:
– наложение арестов на имущество должника;
– отстранение его от управления;
– анализ и установление финансового состояния должника и др.;
2) восстановительные – это меры, направленные на восстановление платежеспособности должника:
– меры по перепрофилированию производства;
– продажа имущества предприятия-должника;
– меры, осуществляемые в рамках моратория на удовлетворение требований кредиторов;
– меры по признанию ряда сделок недействительными и др.;
3) ликвидационные – это меры, применяемые на основании решения о признании должника несостоятельным (банкротом), к которым относятся:
– формирование конкурсной массы должника;
– ее реализация;
– меры по удовлетворению требований кредиторов в порядке очередности, предусмотренной законодательством.
С точки зрения достижения конечной цели, все процедуры, применяемые к предприятиям-должникам, можно разделить на две группы:
1) реорганизационные, которые призваны сохранить предприятие-должника:
– досудебная санация;
– наблюдение;
– финансовое оздоровление;
– внешнее управление;
2) ликвидационные – ведут к прекращению деятельности предприятия (конкурсное производство).
Санация – это комплекс мероприятий, предпринимаемых собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками), кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.
В соответствии с положениями первого Закона о несостоятельности (банкротстве) 1992 г., санация проводилась в трех основных случаях:
1) если предприятие прибегает к внешней помощи по своей инициативе до подачи заявления в арбитражный суд – досудебная санация;
2) если предприятие, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации;
3) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по предложениям лиц, желающих удовлетворить требования кредиторов и выполнить его обязательства пред бюджетной системой.
В двух последних случаях санация осуществлялась в процессе дела о банкротстве при условии согласия кредиторов со сроками осуществления санации и согласия собрания кредиторов на перевод долга. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ к судебной санации относит внешнее управление и финансовое оздоровление.
Суть судебной санации заключается в передаче полномочий по управлению должником внешнему управляющему с целью проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда.
Судебными процедурами несостоятельности (банкротства) организаций являются наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Цель, сроки и последствия введения судебных процедур несостоятельности (банкротства) представлены в табл. 8.5.
Основные документы, которые формируются арбитражными управляющими в рамках процедур банкротства, представлены в табл. 8.6.
Таблица 8.5
Цели, сроки и последствия введения процедур несостоятельности (банкротства)
№ |
Показатель |
Наблюдение |
Финансовое оздоровление |
Внешнее управление |
Конкурсное производство |
1 |
Цель введения процедуры |
Обеспечение сохранности имущества должника. Проведение анализа финансового состояния должника. Составление реестра требований кредиторов. Проведение первого собрания кредиторов |
Восстановление платежеспособности должника. Погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности |
Восстановление платежеспособности должника |
Соразмерное удовлетворение требований кредиторов |
2 |
Сроки проведения процедур банкротства |
Не более семи месяцев (№ 127-ФЗ, ст. 51) |
Не более двух лет (№ 127-ФЗ, ст. 80, п. 6) |
Не более 18 месяцев; может быть продлен не более чем на шесть месяцев (№ 127-ФЗ, ст. 93, п. 2) |
Не более одного года (№ 127-ФЗ, ст. 124, п. 2) |
3 |
Последствия введения процедур банкротства |
Ограничение функций органов управления должника |
Прекращение функций органов управления должника. Введение моратория на удовлетворение требований кредиторов |
Прекращение функций органов управления должника. Удовлетворение требований кредиторов в соответствии с оче- редностью |
|
Приостанавливаются имущественные взыскания с должника по судебным решениям, ранее вступившим в силу (за исключением выплат заработной |
|||||
платы, авторского вознаграждения, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, и морального ущерба) |
|||||
Запрещается: – выплата дивидендов; – выплаты по другим ценным бумагам; – выделение доли участникам (учредителям) должника; – приобретение ранее размещенных акций; – зачеты встречных требований, если это нарушает очередность удовлетворения требований кредиторов |
Ограничения на совершение крупных сделок с имуществом должника, которые происходят с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) |
||||
Устанавливаются ограничения на сделки должника |
Таблица 8.6
Основные документы, формируемые на различных этапах банкротства
Наблюдение |
Финансовое оздоровление |
Внешнее управление |
Конкурсное производство |
• Отчет об анализе финансового состояния. • Реестр требований кредиторов. • Отчет о проведении процедуры наблюдения. • Предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности |
• План финансового оздоровления. • График погашения задолженности. • Отчет о результатах проведения финансового оздоровления |
• План внешнего управления. • Отчет о результатах проведения внешнего управления |
• Отчет о результатах проведения конкурсного производства. • Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства |
Поскольку главной задачей наблюдения является определение последующих экономических обоснованных действий по отношению к должнику, очень важно на этой стадии сопоставить сумму требований кредиторов но денежным обязательствам и обязательным платежам с размерами ликвидных активов должника. Поэтому одной из важнейших задач наблюдения является формирования реестра требований кредиторов.
Первичный реестр требований кредиторов является документом, подтверждающим состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей на дату подачи заявления в арбитражный суд. Он составляется временным управляющим и затем уточняется и корректируется на последующих стадиях банкротства.