Судебные и внесудебные процедуры несостоятельности (банкротства) организаций

Важную роль среди общих положений о банкротстве занимают его процедуры.

Процедура банкротства – это совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Воздействие на должника на разных этапах процесса несостоятельности осуществляется с помощью различных процедур, которые можно подразделить на три группы:

1) обеспечительные, включающие такие меры, как:

– наложение арестов на имущество должника;

– отстранение его от управления;

– анализ и установление финансового состояния должника и др.;

2) восстановительные – это меры, направленные на восстановление платежеспособности должника:

– меры по перепрофилированию производства;

– продажа имущества предприятия-должника;

– меры, осуществляемые в рамках моратория на удовлетворение требований кредиторов;

– меры по признанию ряда сделок недействительными и др.;

3) ликвидационные – это меры, применяемые на основании решения о признании должника несостоятельным (банкротом), к которым относятся:

– формирование конкурсной массы должника;

– ее реализация;

– меры по удовлетворению требований кредиторов в порядке очередности, предусмотренной законодательством.

С точки зрения достижения конечной цели, все процедуры, применяемые к предприятиям-должникам, можно разделить на две группы:

1) реорганизационные, которые призваны сохранить предприятие-должника:

– досудебная санация;

– наблюдение;

– финансовое оздоровление;

– внешнее управление;

2) ликвидационные – ведут к прекращению деятельности предприятия (конкурсное производство).

Санация – это комплекс мероприятий, предпринимаемых собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками), кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.

В соответствии с положениями первого Закона о несостоятельности (банкротстве) 1992 г., санация проводилась в трех основных случаях:

1) если предприятие прибегает к внешней помощи по своей инициативе до подачи заявления в арбитражный суд – досудебная санация;

2) если предприятие, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации;

3) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по предложениям лиц, желающих удовлетворить требования кредиторов и выполнить его обязательства пред бюджетной системой.

В двух последних случаях санация осуществлялась в процессе дела о банкротстве при условии согласия кредиторов со сроками осуществления санации и согласия собрания кредиторов на перевод долга. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ к судебной санации относит внешнее управление и финансовое оздоровление.

Суть судебной санации заключается в передаче полномочий по управлению должником внешнему управляющему с целью проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда.

Судебными процедурами несостоятельности (банкротства) организаций являются наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Цель, сроки и последствия введения судебных процедур несостоятельности (банкротства) представлены в табл. 8.5.

Основные документы, которые формируются арбитражными управляющими в рамках процедур банкротства, представлены в табл. 8.6.

Таблица 8.5

Цели, сроки и последствия введения процедур несостоятельности (банкротства)

Показатель

Наблюдение

Финансовое оздоровление

Внешнее управление

Конкурсное производство

1

Цель введения процедуры

Обеспечение сохранности имущества должника. Проведение анализа финансового состояния должника. Составление реестра требований кредиторов.

Проведение первого собрания кредиторов

Восстановление платежеспособности должника.

Погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности

Восстановление платежеспособности должника

Соразмерное удовлетворение требований кредиторов

2

Сроки проведения процедур банкротства

Не более семи месяцев (№ 127-ФЗ, ст. 51)

Не более двух лет (№ 127-ФЗ, ст. 80, п. 6)

Не более 18 месяцев; может быть продлен не более чем на шесть месяцев (№ 127-ФЗ, ст. 93, п. 2)

Не более одного года (№ 127-ФЗ, ст. 124, п. 2)

3

Последствия введения процедур банкротства

Ограничение функций органов управления должника

Прекращение функций органов управления должника. Введение моратория на удовлетворение требований кредиторов

Прекращение функций органов управления должника. Удовлетворение требований кредиторов в соответствии с оче- редностью

Приостанавливаются имущественные взыскания с должника по судебным решениям, ранее вступившим в силу (за исключением выплат заработной

платы, авторского вознаграждения, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, и морального ущерба)

Запрещается:

– выплата дивидендов;

– выплаты по другим ценным бумагам;

– выделение доли участникам (учредителям) должника;

– приобретение ранее размещенных акций;

– зачеты встречных требований, если это нарушает очередность удовлетворения требований кредиторов

Ограничения на совершение крупных сделок с имуществом должника, которые происходят с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов)

Устанавливаются ограничения на сделки должника

Таблица 8.6

Основные документы, формируемые на различных этапах банкротства

Наблюдение

Финансовое

оздоровление

Внешнее

управление

Конкурсное

производство

• Отчет об анализе финансового состояния.

• Реестр требований кредиторов.

• Отчет о проведении процедуры наблюдения.

• Предложения

о возможности или невозможности восстановления платежеспособности

• План финансового оздоровления.

• График погашения задолженности.

• Отчет о результатах проведения финансового оздоровления

• План внешнего управления.

• Отчет

о результатах проведения внешнего управления

• Отчет о результатах проведения конкурсного производства.

• Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства

Поскольку главной задачей наблюдения является определение последующих экономических обоснованных действий по отношению к должнику, очень важно на этой стадии сопоставить сумму требований кредиторов но денежным обязательствам и обязательным платежам с размерами ликвидных активов должника. Поэтому одной из важнейших задач наблюдения является формирования реестра требований кредиторов.

Первичный реестр требований кредиторов является документом, подтверждающим состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей на дату подачи заявления в арбитражный суд. Он составляется временным управляющим и затем уточняется и корректируется на последующих стадиях банкротства.