Судебная защита прав налогоплательщиков в зарубежных странах
В современном мире право налогоплательщика на судебную защиту является общепризнанным. Вместе с тем следует помнить, что наряду с обжалованием в рамках системы национальных судов налогоплательщик при соблюдении установленных ограничений может обратиться за защитой своих прав также и в международные суды.
Как правило, в большинстве государств возможность взыскания спорных сумм при рассмотрении спора в суде сохраняется. В некоторых странах предусмотрена возможность подачи заявления об отсрочке оспариваемого акта налогового органа. В Германии подобное допускается при условии, что неправомерность решения более вероятна, чем его правомерность. При этом последствием для налогоплательщика является го, что если налоговый орган или суд удовлетворяет заявление о приостановлении исполнения, а затем дело выиграет налоговый орган, то налогоплательщику придется заплатить проценты (6% годовых) за все время отсрочки исполнения акта [1].
Вместе с тем в некоторых государствах судебное обжалование приостанавливает исполнение обжалуемого решения налогового органа. Такие правила, в частности, закреплены в законодательстве Бельгии, Израиля, Испании, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Швейцарии.
Рассмотрим подробнее вопросы судебной защиты в таких государствах, как Германия, Великобритания и США. Выбор данных юрисдикций обусловлен тем, что в каждом из государств реализована своя особая модель построения судебной системы и судебной защиты прав налогоплательщика.
Судебная защита прав налогоплательщиков в Германии
В соответствии с положениями Основного закона ФРГ судебная власть в Германии осуществляется Федеральным Конституционным судом, а также федеральными судами и судами земель. В сферах общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юрисдикций в качестве высших судебных инстанций учреждены Федеральный верховный суд, Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым спорам и Федеральный суд по социальным вопросам.
Федеральный финансовый суд в Мюнхене является последней судебной инстанцией по налоговым и таможенным спорам, за исключением уголовных дел, связанных с этими правоотношениями, которые относятся к ведению Федерального верховного суда. В свою очередь, на уровне 16 земель образованы 18 финансовых судов первой инстанции.
Таким образом, в Германии большинство налоговых споров рассматривают специализированные финансовые суды, которые представлены двумя инстанциями: финансовыми судами, созданными на уровне земель, и Федеральным финансовым судом ФРГ.
Вместе с тем следует учитывать то особое значение, которое для немецкого налогового права имеют решения Федерального Конституционного суда, рассматривающего вопросы о соответствии федерального законодательства и законодательства земель по форме или содержанию Основному закону. Именно решения Федерального Конституционного суда Германии по вопросам конституционности немецкого налогового законодательства зачастую приобретают особое значение для развития налогового законодательства и доктрины в Германии.
Обязательным условием для обращения в финансовый суд на уровне земель является соблюдение досудебной процедуры обжалования в налоговых органах, которая приводит к существенному снижению нагрузки на суды. По данным статистики за 2010 г., в суды было подано около 70 тыс. исков, что составляло лишь 1,3% оспоренных в досудебном порядке решений налоговых органов [2].
Финансовые суды, первой инстанции при рассмотрении налоговых споров устанавливают фактические обстоятельства и разрешают правовые вопросы. Как правило, в составе судов действуют и профессиональные, и почетные судьи, однако установлены существенные ограничения о том, в рассмотрении каких дел могут участвовать почетные судьи. Обычно дела рассматриваются коллегией из трех профессиональных и двух почетных судей, но в определенных случаях, прямо установленных законом, допускается рассмотрение спора одним профессиональным судьей.
Лишь около 5% решений финансовых судов первой инстанции обжалуется в Федеральный финансовый суд. Одной из причин столь небольшого количества обжалуемых решений являются строгие условия допуска дела на рассмотрение Федеральным финансовым судом. Стороны могут обжаловать решение суда первой инстанции в Федеральный финансовый суд только в случае получения специального разрешения на обжалование, за которым следует обращаться в соответствующий суд первой инстанции, отказ которого ii выдаче разрешения на обжалование может быть обжалован в Федеральный финансовый суд. В результате принятия положительного решения по жалобе Федеральный финансовый суд самостоятельно выдает решение на обжалование.
Разрешение на обжалование может быть выдано только в трех случаях: 1) дело имеет фундаментальное юридическое значение; 2) решение Федерального финансового суда необходимо в силу противоречивости судебной практики по спорному вопросу; 3) доказано наличие судебной ошибки по вопросу, на котором могло быть основано решение суда первой инстанции.
Федеральный финансовый суд состоит из 60 судей, которые, в свою очередь, включены в состав одного из 11 сенатов, специализирующихся на рассмотрении определенных вопросов. По общему правилу, рассмотрение дела осуществляется сенатом в составе пяти судей, однако при его рассмотрении вне устных процедур дело рассматривается тремя судьями. В составе Федерального финансового суда также учрежден Большой сенат, в который входят Председатель суда и по одному члену из каждого сената. Большой сенат рассматривает дела в двух основных случаях: когда один из сенатов хочет вынести решение, противоречащее практике другого сената по соответствующему вопросу, и по делам, которые имеют фундаментальное значение.
Федеральный финансовый суд рассматривает только вопросы права. Фактические обстоятельства дела должны быть установлены судом первой инстанции, и если Федеральный финансовый суд посчитает, что все имеющие значение для разрешения спора фактические обстоятельства не были установлены, он возвращает дело на рассмотрение в суд первой инстанции.
По общему правилу, рассмотрение дела Федеральным финансовым судом осуществляется в рамках устных процедур, однако при определенных обстоятельствах (например, огромное количество дел, подлежащих рассмотрению), с согласия обеих сторон, решение может быть вынесено без соблюдения устных процедур.
Следует особо подчеркнуть, что решения Федерального финансового суда выносятся в отношении конкретных индивидуальных споров и являются формально-юридически обязательными только для сторон соответствующего спора. Вместе с тем данные решения, безусловно, влияют на развитие правоприменительной практики и часто стимулируют внесение изменений в налоговое законодательство.