Субъект управления в политической кампании
Достижение политических целей всегда требует коллективных усилий. Нельзя рассчитывать на успех в избирательной кампании, на обеспечение лидерских позиций в политическом пространстве, на получение возможностей влиять на процесс принятия государственного решения, действуя в одиночку. Поэтому в качестве субъекта управления политической кампанией всегда выступают организованные группы.
Специфика этих групп состоит в том, что они создаются для решения конкретной политической задачи. Поскольку задачи в политическом менеджменте могут быть краткосрочные и долгосрочные, то и создаваемые коллективы могут быть временными либо функционировать на постоянной основе. Например, лоббирование определенного закона или обеспечение победы на выборах потребует создания команды, которая после достижения поставленных целей будет распущена. А работа над имиджем органа государственной власти или политической партии будет продолжаться до тех пор, пока существуют сами эти организации. С этой целью в них на постоянной основе формируются специальные подразделения, отвечающие за данное направление работы.
Политический актор, инициирующий кампанию для достижения определенной цели, может пригласить в команду политических технологов, которые работают в независимых агентствах, оказывающих услуги в сфере политического консалтинга. Но η некоторых случаях он может опереться на работников, которые находятся в его непосредственном подчинении. Например, лоббистская кампания может осуществляться силами работников департамента по связям с общественностью (департамента по связям с государственными структурами) крупной компании, а избирательная кампания – силами партийных активистов.
Когда люди объединяются в группу для решения общей проблемы, то эффективность их деятельности начинает определяться не только способностями и профессионализмом каждого в отдельности, но и в значительной мере их умением наладить совместную работу. Фактически речь идет о превращении группы людей в команду, работающую в едином ритме, в едином ключе, обеспечивая так называемый синергетический эффект, когда сложение усилий нескольких человек дает резкий рост производительности труда.
В основе создания эффективной команды лежат три принципа: оптимальная структура, персональный отбор участников, единый командный дух.
Структура команды – это устойчивые формализованные отношения, связывающие всех ее членов, позволяющие четко определять функциональные обязанности и поле ответственности каждого ее члена, устанавливать правила контроля, подчинения, внутренней иерархии команды. От того, насколько продумана и адаптирована к решению конкретных политических задач структура субъекта управления, зависит эффективность работы всей команды.
Структура определяется исходя из представлений о том, какие задачи предстоит решать в ходе политической кампании, какие виды деятельности могут обеспечить их реализацию, какие для этого имеются ресурсы. Так, при создании избирательного штаба может быть принято решение о создании таких структурных подразделений, как аналитическая группа, отвечающая за сбор и анализ информации; рекламная группа, отвечающая за подготовку и распространение рекламной продукции; пресс-служба; группа, отвечающая за организацию встреч кандидата с избирателями; группа агитаторов; группа, работающая непосредственно с кандидатом, – психологи, спичрайтеры; юридическая служба; группа финансового обеспечения, бухгалтерия; служба, отвечающая за безопасность.
В результате выделения подразделений, различающихся по своим задачам-функциям, происходит объединение специалистов одного профиля, им предоставляется возможность профессионально, со знанием дела решать возложенные на них обязанности. Наличие четкой структуры облегчает систему контроля за выполнением решений. Каждая группа, каждое направление имеют своего руководителя, который персонально отвечает за выполнение соответствующих работ. На рис. 4.3 в качестве иллюстрации представлена минимальная структура избирательного штаба.
Второй принцип эффективного функционирования команды, осуществляющей управление политической кампанией, – персональный отбор ее участников. Идеальный вариант, когда в команду входят профессионалы в своей области. Однако в реальной жизни приходится иметь дело с разными людьми, поэтому важно знать критерии, которыми необходимо руководствоваться при отборе членов команды:
• профессиональные знания и опыт соответствующей деятельности;
• креативные способности, т.е. способности генерировать новые идеи, придумывать неординарные ходы;
• развитое чувство ответственности, дисциплины, умение работать в команде.
Трудно найти человека, который соответствовал бы всем этим критериям. Вот почему при подборе членов команды отдается предпочтение тем людям, которые соответствуют хотя бы части перечисленных критериев. При этом важно, чтобы в команде присутствовали и опытные профессионалы, и генераторы идей.
Третий принцип создания эффективной команды – превращение ее в коллектив единомышленников, где каждый ощущает свою сопричастность общему делу, заинтересован в успехе политической кампании, готов вносить свой посильный вклад в достижение поставленной цели.
Решение этой проблемы – непростое дело. Люди могут включаться в работу команды, руководствуясь разными мотивами, что неизбежно будет сказываться на их отношении к работе, на восприятии ими других членов команды. Трудности могут возникнуть и по причине столкновения различных творческих подходов к решению задач политической кампании. Поскольку в команду важно вовлечь креативных людей, способных предложить неординарные варианты решения задачи, то велика вероятность возникновения споров, способных вылиться в конфликтные межличностные противостояния, что может негативно сказаться на ходе политической кампании.
Рис. 4.3. Минимальная структура избирательного штаба[1]
В коллективах, которые создаются для реализации одной политической задачи, данная проблема решается путем пробуждения заинтересованности людей в достижении поставленной политической цели, например в победе кандидата. В постоянно действующих коллективах предпринимаются усилия по созданию особой корпоративной культуры, которая представляет собой систему норм, ценностных предпочтений, которые связывают всех членов коллектива и превращают их в единомышленников.