Субъекты обращений в Конституционный Суд РФ

Субъекты, имеющие право на обращение в КС РФ с запросами, перечислены в ст. 125 Конституции РФ. К ним относятся: Президент РФ, Правительство РФ, Палаты Федерального Собрания РФ, ВС РФ, ВАС РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Кроме того, в соответствии со ст. 96 Закона о Конституционном Суде правом на обращение КС РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

При подготовке обращения адвокату необходимо учитывать, что основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

При отсутствии соответствующей неопределенности КС РФ вправе отказать в принятии обращения к рассмотрению.

Адвокат должен учитывать, что в законе предусмотрены особые требовании к форме обращения. Так, обращение направляется в КС РФ в письменной форме и подписывается управомоченным лицом.

В обращении должны быть указаны:

1) Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение;

2) наименование заявителя (в жалобе гражданина – фамилия, имя, отчество), адрес и иные данные о заявителе;

3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

5) нормы Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде, дающие право на обращение в КС РФ;

6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликовании и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию;

7) конкретные, указанные в Законе о Конституционном Суде основания к рассмотрению обращения в КС РФ;

8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ;

9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к КС РФ;

10) перечень прилагаемых к обращению документов.

Во всех случаях обращения, поступающие в КС РФ, подлежат обязательной регистрации в Секретариате суда.

Секретариат КС РФ уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям Закона о Конституционном Суде в случаях, если обращение:

• явно не подведомственно КС РФ;

• по форме не отвечает требованиям Закона о Конституционном Суде;

• исходит от ненадлежащего органа или лица;

• не оплачено государственной пошлиной (если заявитель не освобожден от нее).

При этом адвокат должен иметь в виду, что заявитель вправе потребовать принятия КС РФ решения по поднятому вопросу: после устранения указанных недостатков заявитель может вновь направить обращение в КС РФ.

Адвокату необходимо иметь в виду, что на данной стадии судьями КС РФ проводится предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в КС РФ. Заключение судьи (судей) КС РФ по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании КС РФ.

Заканчивается предварительная стадия решением КС РФ по вопросу о принятии обращения к рассмотрению в пленарном заседании, о котором уведомляются стороны. В случаях, не терпящих отлагательства, КС РФ может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора РФ до завершения рассмотрения дела КС РФ.

Отказ в принятии обращения к рассмотрению допускается в случаях, если:

1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно КС РФ;

2) обращение в соответствии с требованиями закона не является допустимым;

3) по предмету обращения КС РФ ранее уже вынес постановление, сохраняющее свою силу.

В случае если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое КС РФ производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. При этом за заявителем сохраняется право отозвать свое обращение до начала рассмотрения дела в заседании КС РФ. В этом случае производство по делу прекращается.

Необходимо иметь в виду, что несоответствие формы обращения, отсутствие обоснованной правовой позиции о нарушенных конституционных правах, недостаточная аргументация несоответствия нормативного правового акта Конституции РФ или неопределенности в ее понимании могут послужить основанием отказа в принятии к рассмотрению данного обращения КС РФ. Поэтому первостепенная задача адвоката состоит в составлении грамотного обращения, что обеспечит ему возможность рассмотрения обращения по существу в заседании КС РФ.

Адвокату также следует учитывать, что в соответствии со ст. 53 Закона о Конституционном Суде стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Стороны или их представители обязаны являться по вызову КС РФ, давать объяснения и отвечать на вопросы судей. При этом необходимо иметь в виду, что неявка стороны или ее представителя в заседание КС РФ не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Требования КС РФ о предоставлении текстов нормативных актов и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов, о заверении документов и текстов нормативных актов, о проведении проверок, исследований, экспертиз и т.д., обязательны для всех органов, организаций и лиц.

Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований КС РФ, несут эти органы и организации.

Расходы иных организаций и граждан возмещаются из средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.

Вопрос о принятии либо непринятии обращения к рассмотрению должен быть решен в пленарном заседании в течение месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). О принятом решении уведомляются стороны.

В случаях, не терпящих отлагательства, в том числе по ходатайству стороны или ее представителя, КС РФ может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора РФ до завершения рассмотрения дела КС РФ.

Участвуя в процессе рассмотрения дела КС РФ, стороны и их представители вправе давать объяснения с приведением правовых аргументов в обоснование своей позиции, отвечать на вопросы судей и другой стороны, по окончании судебного исследования выступать с заключительной речью. При этом в своих заключительных выступлениях стороны и их представители не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся КС РФ.

В случае если после заключительных выступлений сторон КС РФ признает необходимым выяснить какие-либо дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.

По окончании дополнительного исследования стороны и их представители имеют право на повторное заключительное выступление, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и доказательствами.

Адвокату необходимо иметь в виду, что особенностью конституционного судопроизводства является то, что решение КС РФ является окончательным и обжалованию не подлежит. Закон о Конституционном Суде предусмотрел лишь возможность исправления неточностей в решении суда и разъяс

нения этого решения. Вопросы, связанные с разъяснением решения КС РФ, регламентируются в ст. 83 Закона о Конституционном Суде.

Решение может быть официально разъяснено только самим КС РФ в пленарном заседании или на заседании палаты, принявшей это решение. Основанием для разъяснения служит ходатайство органов и лиц, имеющих право на обращение в КС РФ, либо других органов и лиц, которым решение направлено. Рассмотрение ходатайства происходит с участием органа или лица, заявившего его. На заседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассматриваемому делу. По результатам разъяснения решения КС РФ выносится определение. Адвокату необходимо также иметь в виду, что помимо процессуальных правил, включенных в Закон о Конституционном Суде, многие организационные вопросы его деятельности решены в Регламенте КС РФ, принятом пленарным заседанием КС РФ на основании ст. 21, 28 Закона о Конституционном Суде.

В Регламенте подробно определяется процедура избрания Председателя КС РФ, его заместителя и судьи-секретаря КС РФ, уточняются полномочия этих должностных лиц, регламентируется порядок формирования палат КС РФ.

Поэтому адвокату, участвующему в конституционном судопроизводстве, необходимо тщательно изучить как процессуальные нормы Закона о Конституционном Суде, так и Регламент КС РФ, особенно в той его части, которая касается подготовки дел, судебного разбирательства и других вопросов, с которыми он может столкнуться и по которым ему придется высказывать свое мнение или готовить письменное заключение.

Адвокату приходится принимать участие не только в работе КС РФ, но и в конституционных и уставных судах субъектов РФ.